Пропаганда смерти как технология манипуляции общественным сознанием на примере детей и подростков

         Аннотация. Рассматриваются так называемые группы смерти для детей и подростков, функционирующие в русскоязычных социальных сетях. Авторы исследуют идеологию таких групп, направленную на склонение несовершеннолетних к совершению суицида. Перечисляются приемы, с помощью которых детей заинтересовывают культом смерти. Авторы приходят к выводу, что подростковые гормональные, эндокринные, физиологические изменения используются для вовлечения детей в опасные интернет-сообщества.

Свешникова Л.М., Торгованова О.Н., Шабанова А.Е. Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 92-99.

   
   В последние несколько лет в социальных сетях, таких как «В Контакте», «Твиттер» и «Инстаграм», активно появляются и разрастаются сообщества суицидальной направленности, доступные для всех желающих и особенно привлекательные для детей и подростков. В Интернете уже есть огромное количество сайтов и групп в соцсетях, где молодежь общается на тему, как лучше покончить с собой.

   В таких сообществах предлагаются видеозаписи со сценами самоубийств, описываются различные способы суицида, обсуждаются нашумевшие истории, где убивших себя детей превозносят как кумиров, нашедших в себе силы уйти из этой «фальшивой» жизни. Подростков убеждают в том, что смерть позволит освободиться от проблем этой бессмысленной жизни, рекламируют самоубийство как возможность стать известным человеком, о котором никогда не забудут. Общая идеология таких групп – тоска, безысходность, смерть.

    Создано уже более полутора тысячи групп. В такие сообщества вступают тысячи несовершеннолетних детей, и, к сожалению, вокруг этой беды уже сложилась субкультура со своим сленгом, своими героями. В некоторых группах число подписчиков составляет до двенадцати тысяч человек [4]. Героическим образом в суицидальных сообществах стала девочка, которая совершила суицид, бросившись под поезд. До сих пор школьники из разных городов пишут сообщения на ее страничку: «Скоро увидимся…» Есть подтвержденные данные, что контент, который размещается в такого рода суицидальных группах, изготовлен за рубежом.

     Данный факт свидетельствует о целенаправленном формировании подростковой субкультуры, которая ориентирует подростков на самоубийства, об «информационной суицидальной войне против наших детей» [4]. Несовершеннолетних намеренно склоняют к совершению суицида. Взрослые люди, которые являются организаторами данных групп, с точностью отбирают возможных кандидатов на смерть, ведут с ними активную работу, дают задания и инструкции и в «нужный» момент побуждают покончить с собой. Детская и подростковая психика очень гибкая, а если еще и обладать необходимыми навыками, то изменить ее можно в любом направлении, что, собственно, и делают организаторы этих суицидальных сообществ.

    На сегодняшний день педагоги и психологи, работающие с детьми в школах, гимназиях разных городов России, встревожены резким усилением суицидальных тенденций среди подростков. Детей, заинтересованных культом смерти, становится все больше. Количество детей, уже совершивших попытку суицида, увеличивается. Часто, взаимодействуя друг с другом, подростки активно проповедуют суицидальные идеи и замыслы, к которым их настойчиво подталкивают организаторы данных групп. Группы такого рода очень притягательны для подростков, склонных к суициду. Как правило, это психически неустойчивые дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации и считают, что не нужны своим родителям, окружению, постоянно конфликтуют с близкими, со сверстниками. 

     Однако в последнее время суицидальные намерения совершают дети из полных и, казалось бы, благополучных семей. Учителя разводят руками, родители не понимают, что могло произойти с их ребенком, еще вчера милым, открытым и жизнерадостным [3]. По всей стране началось объединение в инициативные группы родителей погибших детей, которые добиваются, чтобы, наконец, нашли тех, кто все это задумал и осуществляет. Родители обмениваются информацией, делятся своим недоумением, поддерживая друг друга в горе. У детей и подростков психологические проблемы были во все времена, но такого количества самоубийств никогда не было.

     Такое явление, как массовое желание смерти у несовершеннолетних, не приходит из ниоткуда. По всей стране подростки стали воспринимать уход из жизни как способ решения своих проблем. Дело тут не в самих детях, а в той информационной среде, в которой они находятся, ведь ни для кого не секрет, что среда формирует сознание. Это результат деятельности, направленной против будущего нашего государства, против населения нашей страны. Можно сказать, что сообщества суицидальной направленности в социальных сетях – это настоящая спецоперация против российских детей и подростков [6].

    Для влияния на детей – на будущее нашей страны – применяются новейшие технологии манипуляции в интернет-пространстве. Вопрос о смысле жизни в «группах смерти» не рассматривается, скорее, говорится о его отсутствии. И не удивительно, что количество беспричинных суицидов растет огромными темпами. В данных группах навязывают, что прожить надо короткую, но яркую жизнь – «Живи ярко, умри молодым!». Детей учат не ценить и не любить жизнь, воспринимать смерть как благо и мечтать о ней. С подростками работают преступники, которые четко и планомерно, шаг за шагом, подталкивая их к суициду, дают четкие инструкции, как покончить с собой, предлагают и обсуждают возможные способы умереть. Эти люди хорошо освоили лексику и культуру общения подростков и активно используют ее в переписке с ними. Преступники работают с профессиональным знанием социальной и возрастной психологии, часто эксплуатируют присущие подросткам психологические комплексы, связанные с полнотой, чувством одиночества, отверженностью и непохожестью на других. Манипуляторы пытаются больше узнать о жизни ребенка, выявить болевые точки, сформировать у потенциальной жертвы чувство ущербности, безысходности, ощущение жизненного тупика и вместе с этим предлагают «поиграть» и найти утешение в суициде.

    Игры, которые предлагают нашим детям, шокируют и поражают своим хладнокровием. Детям от пяти до десяти лет предлагают стать феей из огня – Винкс. Вот фрагмент переписки с ребенком: «В полночь, когда все лягут спать, встань с кровати и обойди комнату вокруг три раза, затем произнеси волшебные слова: «Царство Алфеи, милые феи, дайте мне силы, я вас прошу!». После этого тихо иди на кухню, старайся, чтобы тебя не увидели, иначе магия слов пропадет. Включи газовую плиту, все четыре конфорки, но не зажигай ее, ты же не хочешь обжечься? Затем тихо ложись спать. Когда ты уснешь, пойдет волшебный газ, и пока ты будешь дышать им во сне, ты будешь становиться волшебной феей. А когда проснешься, скажи: «Спасибо, Алфея, я стала феей!». И ты станешь настоящей феей огня» [1].

    Подросткам от одиннадцати до тринадцати лет предлагают поиграть в уже нашумевшую игру: «Беги или умри». «Ребенок должен перебежать дорогу, бросившись под колеса автомобиля. Важным атрибутом этого действа является съемка происходящего на телефон. Финал этой игры дает лишь два вида развязки: либо ты успеваешь перебежать, либо ты погибаешь. Победителем становится тот, кто максимально близко пробежал перед движущимся автомобилем. После своих «подвигов» подростки выкладывают видео в специальные группы в социальных сетях и даже получают за это баллы».

     Подросткам от тринадцати до восемнадцати лет предлагают игру «Синие киты». Романтическое описание игры таково, что киты являются единственными млекопитающими, готовыми сознательно уйти из жизни, выкинувшись на берег от отчаяния, и в этом заключается их сила и уникальные качества. Количество разновидностей этих сообществ кажется бесконечным: ««Киты плывут вверх» – 130 сообществ, в каждом из них от 300 до 1 000 участников, «Разбуди меня в 4.20» – 239 862 подписчика. «Тихий дом», «Море китов», «Дом китов», «Млечный путь», «Хочу в игру» – в каждой их таких групп в «В Контакте» более тысячи подписчиков.» Манипуляторы сознанием подростков используют следующие приемы: само слово «игра» привлекает детей и не несет никакой опасности;  символы животных, которые привлекают детей, вызывают интерес и доверие; здесь присутствует ощущение тайны, возникает желание почувствовать себя избранным, томительное ожидание следующего этапа игры и нового «задания»; разговоры о любви, желании и невозможности обладать объектом мечты, любовные переживания, романтические образы: море, небо, звезды, свобода. Когда дети заходят в такие группы, сначала они видят совершенно безобидные картинки собачек, котиков, читают советы, как красиво сделать стрелки на глазах, как легко снять лак с ногтей и т. д.

     Поначалу ничего страшного вроде бы нет – легкий налет меланхолии, фразы о тщетности бытия и т. п. Но именно с этого момента и начинается «вербовка». К сожалению, родители детей и подростков в большинстве случаев общаются с детьми по остаточному принципу, тогда как преступники лезут к ним в душу. К детям в личные сообщения настойчиво стучатся «добрые люди», ведут задушевные разговоры «про жизнь», а точнее, про ее бессмысленность и тщетность. И если взрослые люди попросту отмахиваются, считая это полной ерундой, то подростки воспринимают все драматично и всерьез. И только потом приходят приглашения пообщаться: «Ты девочка? Тебя предали подруги? Бросил мальчик? Любишь слушать грустную музыку? Тогда подписывайся на «Киты плывут вверх». Или: «Тебя бросил мальчик? Устала от учебы? Часто сидишь в ВКонтакте? Никто не пишет? Загляни в «Темная сторона меня», там кое-что есть для тебя». Сначала ребенок заполняет анкету о себе, о своей жизни, увлечениях, семье. Человек, сидящий «по ту сторону экрана», получает полный психологический портрет ребенка и легко находит болевую точку, понимая, на что можно надавить. После дальнейшей переписки, за сравнительно небольшую плату в сто рублей, поступает приглашение вступить в группу под названием «В мертвых найках». Затем ребенок получает приглашение вступить в закрытую группу и включиться в интерактивную игру, где начинается общение с периодическим отсевом «недостойных участников».

     Цифры и закодированные символы, картинки с загадочной графикой и хранящие какой-то важный смысл – все это манит ребенка, ощущается тайна, загадка и романтика, все окутано ареолом сакральных знаний и таинственности. У подростка постепенно формируется ощущение своей избранности, причастности к тайным знаниям. И именно через этот механизм запускается повиновение и следование инструкциям. Здесь возникает свой отдельный мир, нет взрослых со своими нравоучениями, попытками заставить учиться, выбирать профессию, убирать в комнате. Здесь тебя не сравнивают с твоими одноклассниками. Здесь все такие же, как и ты, тебя могут выслушать в любое время суток, дадут понять, настолько глубок твой внутренний мир, тебя принимают и любят любым. Ты уникален уже тем, что ты «в теме». Мама и папа относятся к разряду врагов, и уже одно из своих первых заданий, которое получает ребенок, – скрыть от родителей свое новое увлечение.

     Эта техника используется во всех тоталитарных сектах, ее цель – оторвать свою потенциальную жертву от семьи [3]. Информация к детям поступает порционно, преступники постепенно ужесточают контроль над сознанием ребенка, внедряя свою идеологию как непреложную истину, делают акценты на избранность. После такого давления ребенку с его неокрепшей психикой, просто невыносима мысль, что он может быть быть изгнанным из избранного круга, да еще с насмешками и оскорблениями. И, вступая в игру, участник дает слово идти до конца.

     Период игры длится 50 дней. На первых этапах участникам игры рассылают книгу Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства». Эта книга, психологически настраивающая подростка на последующий суицид, является только началом, но после ее прочтения у подростков возникает непреодолимый интерес к смерти, что и является планом организаторов. В книге описано 50 дней, в игре 50 заданий… «Тебе очень плохо? Хочешь умереть? Возьми свои 50 дней, время пошло».

      С этого мгновения, когда «время пошло», участника больше просто уже не выпускают из-под контроля. Игрок получает свой порядковый номер, куратора и перечень заданий от него. Порезать руки, постоять на крыше многоэтажки, убить живое существо и снять на видео, чтобы предоставить доказательства, и т. д. Задания усложняются с каждый уровнем, здесь существует своя иерархия со степенью посвящения, системой инициации, которые преподносятся в игровой, квестовой форме. На последнем этапе участник обязан 2–3 недели вставать в 4.20 и заходить в социальную сеть для подтверждения и просмотра видео из рассылки от куратора. Как правило, предлагаемое видео содержит скачущее изображение, искажение звука, которое оказывает огромное деструктивное влияние на психику подростка. Считается, что уровень серотонина в организме в это время понижается, что усиливает депрессивное воздействие на состояние ребенка. В результате такого воздействия происходит смешение сна и реальности. Манипуляция здесь заключается в следующем: наступает измененное состояние сознания (туннельное сознание) при помощи депривации сна. Это состояние, когда человек не бодрствует и не спит, не реагирует на внешние раздражители, но способен выполнять задания. В данном состоянии могут возникать галлюцинации, частичная дезориентация.

    Конец игры называют «выпиливание», т. е. именно сведение счетов с жизнью предложенным способом; время и место суицида указывается куратором. На сайте устанавливают обратный счет. Если участник отказывается, его принуждают и жестоко шантажируют. Как показывает практика, подростки верят всему сказанному. Весь процесс суицида контролируют и хладнокровно снимают на видео. Подвергшиеся такому психологическому насилию, дети уходят из жизни, до конца не понимая суть происходящего. В группе риска находятся дети в возрасте от девяти до пятнадцати лет. Это тот возраст, когда хочется выйти из-под опеки родителей, почувствовать, что ты уже взрослый. Это тот возраст, когда еще не сформировано понимание, что жизнь не бесконечна, а страх смерти отсутствует. Ребенок хочет познать новое и интересное, охотно идет на риск и, к сожалению, не думает о последствиях [3]. Для того чтобы дистанционно склонять несовершеннолетних к суициду, необходимо иметь и психологическое и педагогическое образование. И не случайно «ловцы детских душ» выбрали данную возрастную категорию.

     Подростковый возраст является одним из сложных периодов в жизни человека, когда психика крайне уязвима: гормональные, эндокринные, физиологические изменения, новые социальные роли при отсутствии понимания, что с этим делать. Их старая «детская» картина мира рушится, новая еще не построена, и все это происходит на фоне бушующих гормонов и эмоций. Отсюда и основная беда – сниженная критичность. Подростки не всегда могут оценить свое и чужое поведение с точки зрения последствий. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обусловливаются многие его поведенческие реакции в этот период. Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами. Процесс физиологической перестройки служит фоном, на котором протекает психологический кризис [5, c. 349]. Так уж устроена психика человека, что в подростковом возрасте ребенок пересматривает взятые у родителей ценности, часто подвергает их критике и всем своим поведением демонстрирует несогласие с ними. Это происходит от того, что на данном этапе развития становится чрезвычайно важным стремление к автономии от родителей, желание стать самостоятельным. В этом возрасте часто происходит крушение отношений,наступает разочарование в людях, в жизни, мире, а значит, и в родителях. Подросток понимает, что мир не так уж безопасен и справедлив и что родители совсем не всесильны, а часто просто сами не справляются со своей жизнью.

     Взросление – это избавление от иллюзий. Когда меняется образ мира, возникает сильная тревога и неуверенность, ребенок оказывается без опоры. И тогда любая оценка окружающих страшит, угрожает самооценке и мировосприятию. Ребенок остается один на один со своими бесконечными проблемами, не может найти того, кто сможет его поддержать и выслушать, а своих собственных психологических ресурсов недостаточно. А любой человек так устроен, что ему нужен ориентир, авторитет. В психологии это называется «значимый другой». Но где же его найти? Найти его можно в социальных сетях [3]. Поиск референтной группы – одна из задач, стоящих перед ребенком в подростковом возрасте. Подросткам жизненно необходимо быть причастным к какой-либо группе сверстников, разделять их ценности и следовать нормам поведения представителей подростковых субкультур. В таком противоречивом и порой раздражающем взрослых поведении проявляется потребность собрать воедино все имеющиеся о самом себе сведения и ответить на главные вопросы этого возрастного этапа развития: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что мне делать дальше?» [5, c. 340].

     Однажды услышанная в такой группе сверстников фраза: «Все играют, а ты нет» может оказать катастрофическое влияние на ребенка. Игра, помимо ощущения избранности, дает ребенку чувство единения с другими подростками, специально отобранными для серьезной игры. Наличие соответствующих «ритуалов» (сделать рисунки, порезать руки и т. д.) также формирует доверие и причастность подростков к группе. Вступив в такую группу, ребенок изучает новый для себя язык, стремится поскорее быть принятым в новую среду, а это значит, что он уже не новичок, он свой. Подростков манит таинственность, им не хватает адреналина, любви, признания, понимания, они очень хотят обратить на себя внимание, ждут, чтобы их выделили из остальных сверстников, почувствовали их особенность и непохожесть на других, рассмотрели уникальность. В «игре в смерть» им дают понять: «Ты – избранный».

     За последнее время увеличилось количество детей, получивших команду: «Стоп. Ты молодец, выполнил все предыдущие задания, ты показал, что готов идти дальше. Жди следующего задания…». Страшно представить, сколько детей замерло в ожидании главного задания, и каким оно будет, неизвестно никому. Ясно одно: на молодом поколении оттачиваются и доводятся до совершенства новые техники манипулирования сознанием. Не вызывает сомнений, что за этим манипулированием стоят не отдельные маньяки, а организация с ее иерархией, с четкой координацией и системой работы суицидальных сообществ. «Культ смерти» является одним из способов сокращения численности населения. Кто вербует и платит «кураторам»? Кто запустил эту программу уничтожения нашего подрастающего поколения? Кто ею управляет? Как вырвать современного подростка из этой среды?

      Применяемые технологии манипулирования сознанием детей по своей силе очень разрушительны, так как поддерживаются массовой культурой. Книги, фильмы, компьютерные игры, музыка пробуждают в детях тягу к смерти как к чему то прекрасному, пробуждают стремление к смерти, а не волю к жизни, культивируют определенную картину мира. Защитой от этой деструктивной культуры может быть только другая культура, а в нашей стране ее постепенно разрушают. Манипуляции над сознанием несовершеннолетних, производимые с целью склонить их к уходу из жизни и приведшие к суициду, должны рассматриваться как способ убийства человека [2, c. 44]. Это пропаганда смерти.

Библиографический список

1. Инструкция для детей по совершению суицида. URL: http: //news.ivest.kz/107180193-rainbow-prokommentirovala-rasprostranyaemuyu-otimeni-brenda-instrukciyu-dlya-detey-po-soversheniyu-suicida/ (дата обращения: 29.01.2018).

2. Красиков, А.Н. Ответственность за убийство по российскому уголовному праву / А.Н. Красиков. Саратов, 1999. 124 c.

3. Культ смерти и признаки секты. URL: http://politrussia.com/society/sektalyubiteley-smerti-987/ (дата обращения: 03.02.2018).

4. Контент подростковых суицидальных групп. URL: https://www.miloserdie.ru/ news/ekspert-kontent-podrostkovyh-suitsidalnyh-grupp-izgotovlen-v-shvetsii-igermanii/ (дата обращения: 03.02.2018).

5. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2004. 896 с.

6. Роспотребнадзор закрыл 2,4 тысячи «суицидных» страниц. URL: http://www.rg.ru/2013/09/24/suicide-pages-site.html/ (дата обращения: 15.02.2018).

Свешникова Любовь Михайловна

Источник: www.b17.ru