Психодрама, техники

Психодрама всегда была, и остаётся, одним из моих любимых направлений для психотерапевтических интервенций. В ней есть все, что меня привлекает в жизни: творчество, спонтанность, свобода, выбор, риск, ответственность, страсть, аутентичность, многогранность проявления. Как и сама жизнь, психодрама не является отдельной техникой, она представляет собой методологию, способную вызвать у клиента целый комплекс различных переживаний для получения терапевтического опыта. Чаще всего, используя психодраматические техники в своей работе я чувствую себя режиссером, которому необходимо воплотить в жизнь сценарий написанный самим клиентом, только клиент пока с ним не знаком.

Помимо техник «Пустой стул» и «Воспроизведение симптома», так или иначе известные многим, хотелось бы поделится техниками менее популярными, которые я применяю в своей практике.

Техника монолога

Клиент разыгрывает сцену, в которой он возвращается домой с работы. Он идет от станции метро к своему дому. В реальной жизни он обычно думает о себе, но не проговаривает свои мысли в слух, будучи наедине с собой, но думает он о себе. Расхаживая по кругу, клиент говорит вслух все, что он думает и чувствует в данный момент, здесь и сейчас.

Техника терапевтического монолога.

Техника предполагает воспроизведение монолога, который адресован конкретному человеку. При этом необходимо опираться на свои чувства и переживания в «здесь и сейчас».   

Техника самопрезентации.

Клиент отыгрывает диалог с близким ему человеком, опираясь на свои переживания в настоящий момент, при этом роль близкого человека может играть как терапевт, так и сам клиент.

Техника направленная на осознание своей отвергаемой части Я.

Клиент отыгрывает множественность своего Я по очередности вживаясь в каждую из актуальных субличностей, опираясь на свои чувства и переживания здесь и сейчас.

Техника проекции будущего.

Клиенту предлагается «прожить» свое желаемое будущее в здесь и сейчас, для того чтобы оценить силу и ресурс, которые заключены в потребностях эго. Упражнение открывает клиенту возможность переоценки своих жизненных смыслов и устремлений.

Техника проигрывания сновидения.

Существует множество вариаций для повторения этой техники. Основной смысл этого эксперимента в том, что клиенту предлагается воспроизвести свой сон в действии, после пересказа сна. При этом клиент «вживается» в роли главных сюжетных образов сна, выражая свои чувства и переживания, которые возникают в здесь и сейчас.

Техника анализа травмы.

Клиент проигрывает свою идентифицированную травму жизни, при этом все роли играет сам клиент. В групповой интерпретации этого эксперимента клиент может сам назначать роли для разыгрывания ситуации.

Техника вспомогательного эго.

Клиент выбирает на роль помогающего эго любого из исторических персонажей, которые существовали реально или вымышлено, или взять любую личность из реальной жизни. Главное условие – этот образ (личность) должна быть приближена к идеальной в здесь и сейчас. Затем разыгрывается диалог клиента и вспомогательного эго (техника основана на спонтанности и переживании в здесь и сейчас).

Групповая техника «повернись спиной».

Один из членов группы разворачивается спиной к группе. Задача группы представить, что пратогониста здесь нет, и каждому по очереди предлагается выразить свои чувства в отношении его, с пояснениями, что именно провоцирует те или иные переживания.

Групповая техника «За спиной».

Участники группы отворачиваются от пратогониста. Протагонисту же предлагается почувствовав свое одиночество рассказать какие переживания он испытывает находясь в этой группе.

Данные техники развивают способность к спонтанности, умение выражать свои переживания, расширяют представления о своем Я, освобождают человека от механизмов психологических защит, несут в себе терапевтический смысл, и жизненные изменения.

Андрей Ивакин

Источник: www.b17.ru