психология

Психологические защиты

В предыдущей статье упоминалось такое понятие, как психологические защиты, сегодня я бы хотел поговорить с вами об основных из них и рассмотреть их на примерах.

Как уже понятно из названия – психологические защиты защищают нашу психику от восприятия информации, которая может ее травмировать, искажая информацию так, чтобы она была приемлема для восприятия. Сами по себе защиты изначально играют положительную роль для нашей психики, они нас защищают и оберегают, но это не всегда может быть продуктивно.

Чаще всего человек не осознает свои защиты, на их поддержание тратится наша внутренняя энергия (информация, которая сдерживается или сильно искажается – никуда не уходит и что бы поддерживать ее в таком состоянии тратятся огромные внутренние ресурсы). Поэтому наши защиты не всегда несут нам пользу, порой они наоборот мешают полноценно жить.

Теперь давайте рассмотрим основные психологические защиты:

Вытеснение —  человек вытесняет какое-то событие или информацию из сознания в бессознательное, через забывание (например, человеку нужно сделать какое-то неприятное дело, он переживает, не хочет его делать и в итоге случайно забывает о нем)

Отрицание – полное отрицание человеком факта, информации, события, которое его беспокоит и является значимым (например, Денис переживает, что он заболеет, у него появляется насморк, ему говорят, что он начинает заболевать, на что Денис отвечает, что он здоров и просто устал)

Проекция – перенос наших внутренних переживаний на внешнее окружение (например, студен волнуется перед экзаменом и говорит своим однокурсникам, что они волнуются, и чтобы они не волновались)

Рационализация – поиск оправданий путем логических размышлений «да, НО…» (например, девушка боится рожать ребенка и говорит, что сейчас еще не время, нужно заняться карьерой, сейчас плохое для этого время, когда-нибудь потом)

Идентификация – когда человек неосознанно пытается идентифицировать себя со значимым лицом (например, подросток пытается быть похожим на своего кумира, чтобы выглядеть более уверенно)

Обесценивание – выставление на первое место недостатков субъекта/объекта с последующим игнорированием положительных сторон (мужчина приходит в магазин, видит дорого телевизор и начинает говорить, что такой телевизор никому не нужен, это дурной вкус, он неудобный и т.д.)

Реактивное образование – перенос мыслей и чувств на прямопротивоположные с последующим усилением их (например, девушка хочет сделать пирсинг, но родители запрещают ей это, и когда она видит других девушек с пирсингом, она начинает их оскорблять (вслух или просебя), говорить, что это плохо, некрасиво, стыдно и т.д.)

Замещение – перенос реакций и чувств с одного на другое из-за невозможности их выразить напрямую (накричали на работе на мужчину, он пришел домой, накричал на семью)

Регрессия – возвращение в прошлое на более ранние этапы развития (например, в стрессовых ситуациях человек начинает вести себя как ребенок, глупо шутить, дурачиться, бегать туда-сюда)

Сублимация – есть два уровня данной защиты:

    Первый уровень: переключение с проблемы на другие действия и вещи, при этом проблема сама не решается и напряжение остается (например, студент испытывает напряжение по поводу невыученного экзамена и переключается на просмотр видео в ютубе, пытаясь отвлечься)Второй уровень: выражение своих чувств и эмоций через творчество из-за невозможности выразить их напрямую (например, человек испытывает потребность в сексуальной близости, но из-за невозможности удовлетворить эту потребность напрямую, в силу различных обстоятельств, он начинает заниматься рисованием и сублимирует тем самым потребность в сексе)

Подводя итоге выше сказанного, психологические защиты оберегают нашу психику от травмирующей информации, но чрезмерное участие их в повседневной жизни и их длительное воздействие, напротив может мешать полноценно жить, при этом это может даже не осознаваться человеком.

Дубакин Антон Викторович

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...