Психология смысла жизни.

Многие люди обращаются к психологу с одним единственным вопросом: «для чего я живу»?. Давайте попробуем в общих чертах ответить на этот вопрос с точки зрения психологии и философии. Насколько важен для Вас смысл жизни? Насколько Вы его осознаете?

 

Сложность осознания смысла жизни заключается в том, что он не един. А также в том, что человек чаще всего не осознает себя.Что значит человек не осознает себя? Хм… Как бы вам это объяснить… Давайте пройдем самый простой психологический тест на базовую самоидентификацию. Опишите в комментариях себя пятью существительными отвечая на вопрос: «Кто Я?»:
1______________
2______________
3______________
4______________
5______________
Теперь для определения базовой само-характеристики опишите себя пятью прилагательными отвечая на вопрос: «Какой(какая) вы».
1______________
2______________
3______________
4______________
5______________

В первом задании обычно затруднение начинается после третьего пункта. Именно 4,5 пункты первого задания оказываются наиболее интересными так как в первых трех люди обычно отвечают весьма шаблонно приобщая себя к своему виду «человек», полу «мужчина/женщина», профессии или деятельности, которой презентуют себя в социуме занимая свою нишу в обществе. В четвертом и пятом пункте люди обычно называют свои социальные роли: «Дочь, жена, отец, мать, защитник отечества». Так кто же вы если глубоко задуматься? И есть ли правильный ответ на этот вопрос? И могут ли вообще слова описать нас? Достаточно ли развита наша речь чтобы систематизировать и описать Всё?

Во втором задании мы можем наблюдать собственное отношение человека к себе. Если его выполнение было не комфортным вероятно мы можем говорить о заниженной самооценке, комплексах или негативной оценке себя. Если для характеристики своих достоинств не хватило пяти заданных пунктов возможно стоит проверить совпадает ли Ваша оценка себя с мнением окружающих. Объективна ли она?

Все это то, как Вы видите себя и то, какое место занимаете в социуме. Да, вы человек. Да, вы мужчина или женщина. Вы ученик, студент, профессионал своего дела или хобби. Вероятно вы умны, добры, рациональны, романтичны, склонны к сочувствию. Но Вы ли это? Достаточно ли этих критериев чтобы описать Вас Полностью?

Люди часто забывают, что они вовсе не то, чем идентифицируют себя в обществе. Для осознания себя мы должны использовать совершенно другую систему координат. Мы не вид живущий на планете. Мы часть планеты. Мы выполняем глобальный замысел Творца, Эволюции, Высших Сил или Высших Законов Природы. Можно назвать это как угодно. Мы части часть. И для того чтобы осознать себя, свою жизнь и свою миссию – мы должны осознать себя как часть жизни на Земле. В то время как Земля – это частица Вселенной и мы вместе с ней.

В связи с этим мы можем поделить миссию своей жизни на социальные задачи и эволюционные миссии.

Так в чём смысл жизни? С точки зрения эволюционного замысла цель нашей жизни адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни и биосферы, совершенствовать свой вид путем генетического скрещивания, информационного и технологического развития. Этот процесс эволюционного развития у нас общий для всех видов населяющих нашу планету. Эволюционируют приспосабливаясь к новым условиям окружающей среды и бактерии, и грибки, и членистоногие, и млекопитающие.

Обратите внимание человек единственный вид на планете, который способен упорядочивать жизненное пространство вокруг себя, менять русла рек, распространять жизнь по всем материкам и островам планеты и даже вероятно далеко за ее пределы. Человек способен скрещивать виды, модифицировать генетический код биологической жизни, осознавать себя и всё сущее, подчинять себе другие формы жизни, приручать их или жить в любви и взаимопомощи с ними получая от этого удовольствие. Развитие человечества непосредственно должно быть связано с развитием его физически, интеллектуально, духовно и культурно. И это часть развития самой планеты. Часть глобального замысла. Мы то, что мы несем этому миру. 

После этого глобального эволюционного пути человечества мы можем поделить смысл жизни на две категории: смысл жизни в филогенезе и  смысл жизни в онтогенезе.

Филогенез (φῦλον — племя, раса и γενετικός — имеющий отношение к рождению) — историческое развитие организмов. В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени.

Онтогенез (от др.-греч. ὤν, лат. on > род. ὄντος, ontos «сущий» + γένεσις, genesis «зарождение») — индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом.

Чаще всего люди ищут смысл жизни в своем отногенезисном развитии и тест приведенный выше часто характеризует нас как индивидуально, Я-центрично мыслящих существ, а не песчинку мироздания осознающую себя как части часть. Это связанно со структурой нашей речи и мышления. В нашем информационном поле просто нет других понятий или их очень мало.

С другой стороны развитие особи в онтогенезе, как индивида и личности очень важно, ведь именно эта особь будет участвовать  в дальнейшем выживании и развитии своего народа, клана, племени реализуя смысл жизни в филогенезе и впоследствии этот прайд будет участвовать  в эволюционном развитии всего человечества. spsyhologist.ru

Так же с позиции психологии мы можем обратить внимание на то что индивидуальный смысл жизни может зависеть от окружающего пространства и изменяться в зависимости от условий окружающей среды.

В экстремальных ситуациях смысл жизни может сводиться к тому чтобы выжить или что-то съесть. В идеальных условиях смысл жизни может заключаться в совершении научных открытий, познании мира, эмоциональном опыте, упорядочивании окружающего пространства, спасении жизни животным или людям,  улучшении экологии планеты. Расширении своего вида психически – за пределы непознанного. И физически – за пределы видимого пространства.

В идеальных условиях возможно человечество будет стремиться к переходу к безболезненной смерти путем эвтаназии для себя и других видов облегчая боль этого мира. В идеальной жизни мы ощущаем потребность любить. Эта потребность толкает нас на поиски второй половинки с которой мы впоследствии хотим иметь детей, которым передаем свой генетический материал и когнитивный опыт. Эти дети продолжают нашу деятельность или выбирают свою. В дальнейшем уже они участвуют в упорядочивании пространства и от того чему и как мы их научили, какую информацию им передали, какими эмоциями их вскармливали – мы будем иметь приблизительный, корректируемый только их психикой результат. spsyhologist.ru

По прогнозам некоторых ученых уже через 100 лет человечество окажется психологически за пределами сингулярности. То есть уровень психического и технологического развития и социальных изменений человечества будет настолько кардинальным, что люди будущего окажутся за пределами понимания для нас, а мы для них. Такая грань уже существует между, например, современным европейцем и сентинельцем.

Сентинельцы – это племя, которое живет на острове названном современной европейской культурой Северный Сентинел. Как они сами себя называют, осознают и индентифицируют неизвестно. Остров расположен в Бенгальском заливе входит в состав Андаманских островов. Островные аборигены не пускает к себе цивилизацию отвергая всякие попытки контакта и отгоняя летающие дроны наблюдающие за жизнью племени палками. По отношению к чужакам сентинельцы ведут себя крайне враждебно. По наблюдениям сделанным при попытке контакта они не освоили ни сельское хозяйство, ни даже примитивное строительство. Их хижины представляют собой скорее норы. Там еще не изобрели ни колеса, ни телеги. И даже повзаимствовать изобретения у более развитых сородичей дабы на их основе развиваться дальше они не могут ввиду социальной замкнутости.

Вы можете представить в какой шок повергнет сентинельца визит даже в самую простую современную деревню с телегами, телефонной связью и сельским хозяйством? Точно так же для человека из глубинки за пределами сингулярности может оказаться мозг, социальная компетентность и быт среднестатистического жителя Нью-Йорка или политического деятеля оперирующего большим объемом сложной и закрытой от простых обывателей информацией.

Из всего вышеупомянутого мы можем сделать вывод, что человечество развивается не равномерно или иногда не одинаково. Тогда один из базовых смыслов жизни в онтогенезе и филогенезе – это научение, развитие, получение опыта, анализ чужого опыта,  обмен опытом, симбиоз с другими участниками эволюционного процесса.

Тут мы сталкиваемся с тем фактором, что на данном отрезке эволюционного пути люди не только сотрудничают, но и конкурируют за информацию, ресурсы, знания, власть и многое другое. Это усложняет процесс беспрепятственного развития человечества.

Знания искажаются, представители более слабых и глупых народов доминируются более сильными народами. Внутри прайдов тоже наблюдается конкуренция за власть, ресурсы, право доминировать и обладать лучшими благами цивилизации. Это проявление наших животных инстинктов зародившихся задолго до того как вопрос о смысле жизни начал посещать умы людские.

Таким образом мы можем прийти к выводу что человек это творец и познающая сущность. Смысл жизни для человека – его деятельность, взаимодействие с себе подобными, накопление и передача знаний, обмен опытом и мыслями, наблюдение и анализ, эмоциональный и чувственный опыт, любовь, создание лучшего потомства, которое нуждается в развитии и обучении.

В целом жизнь как чашка кофе. Всё зависит от того, как вы его приготовите и с кем выпьете.

А вы согласны с этим? Поделитесь своим мнением или дополнением в комментариях.

Источник: spsyhologist.ru

Светлана Борисова

Источник: www.b17.ru