психология

Психология vs шизология

Как-то у меня спросили, не является ли опасным, что парень ходит к "женщине, которая работает с его энергиями", после чего он стал более замкнутым и раздражительным. Я честно ответил: "х его з — может ему этот язык пояснения мира понятнее. Я ж его не видел, не общался на эту тему и не в курсе ситуации" (ну не люблю и не умею я заочно диагнозы ставить). Потом меня закидали скринами сообщений, где выясняли его состояние, а он яростно защищался — мол "за***ли, дайте спокойно пожить", объясняя это тем, что всё потому, что он де связался с "энергетичкой" и прочее. От дальнейших рассуждений я отказался, переведя тему на спрашивающего — девушка в итоге обнаружила, что собирается спасать человека, в котором не заинтересована, но от которого хочет получить отцовской любви, которой ей не хватало. Там ещё много побочных переживаний, но для себя она определила более приятное и комфортное самоощущение, а уж это свято.

Есть в нашей психике такой необходимый этап развития, как "магическое мышление" — хорошим примером будет сознание ребёнка, которое легко связывает плач с появлением Взрослого, который все проблемы решает (в идеале). Божественно: я ору -> меня кормят; я хнычу -> меня ласкают и качают на больших руках вблизи тёплого и родного тела. Эх, где мои 17 месяцев… 
Но есть и вероятность, что "магичность" не (или слабо) сменится более зрелым осознанием: я не просто влияю на мир, но ещё и отдельная, автономная, часть, а чуть позже и личность. Вот тут начинаются всякие прикольные выкрутасы, которые во взрослом возрасте сулят даже трагические последствия. 
Это мне немного припекло (я и сам был отравлен всякой шизотерикой в своё время), поэтому я захотел разделить психологию от шизологии. Ни в коем случае не нападаю своим постом на эзотериков от истинного слова — то есть людей, которые ищут проявлений мира в глубинах отражений своей психики — каждому свой путь в конце концов. Однако я заметил, что есть большая категория людей, склонных к тому самому пресловутому "магическому мышлению" в зрелом возрасте — для них эта информация будет полезна, на мой скромный взгляд.

Но только на примерах.

Так, если я скажу, что "-голизмы" хорошо переходят один в другой (конкретно: алко- и трудо-), я имею в виду определённый механизм работы психики зависимого человека. Я могу его объяснить. 
Если я слышу, что "позитивное мышление — залог психического здоровья", я представляю себе: техники релаксации или отвлечения, отрицание проблем и простейший самообман. Часто этот посыл либо не поясняют, либо поясняют криво. Самое разумное на этот счёт было послание о том, что не стоит зарывать себя чувством вины, но стоит начать сознательно раскапывать свою самооценку и менять её к лучшему. Правда часто следом за этим не бывает никаких чётких рекомендаций. Выходит новый самообман по типу "назови пирамидку белой и будешь принят".

Иной раз мне приходится говорить клиенту, что я его не понимаю — это позволяет мне лучше сориентироваться и раскрыть новые области в теме, которую мы исследуем. И только когда я пойму, что терминология клиента соответствует моему пониманию динамики его процессов, я могу что-то предполагать и проверять свои гипотезы — часто обсуждая их с ним непосредственно и отказываясь от своих предыдущих слов, чтобы найти истину (нечто, что вызывает эмоциональный отклик и значимо). 

в верхнем предложении основной подход включает равенство — я приглашаю к исследованию внутренних мотивов, потому что знаю, что если бы всё было так просто, то человеку не понадобился бы я для помощи. Просто у меня есть ряд специальных знаний, а у него запрос.Когда мне, например, люди в разноцветных тогах предлагают книгу "Самопознание как путь к счастью" [обычно без запятой], я пролистываю её и вижу огромное количество неясных и туманных абстрактностей ("Абсолют", "карма", "просве[я]щение", "принятие есть суть познания", "перед богами все равны" и проч.). Если при этом я спрошу у адепта их значение, он с видом знатока объяснит мне одни мутные понятия другими (ну, типа "потому что принятие себя и есть Абсолют" или "непосвящённые обречены на кармические долги перед богами")! Когда я продолжаю настаивать на том, что мне неясно (ну например: "а ведь мы равны перед богами, зачем мне тогда оправдываться?"), я обычно вижу раздражение с позиции "сверху" — оно и ясно, я ведь не "посвящён".

в этом примере присутствует нерушимость авторитета, который даже часто не присутствует в беседе (Брахманы всякие, боги и гуру, которые почему-то знали то, что адепты знать не способны). В результате я могу испытывать саднящее чувство вины, т.к. не умею радоваться жизни (=принимать её). Я попадаю в водоворот, где заведомо проиграл ещё до начала "игры".Шизотерики большую часть манипуляций не осознают. Если убрать цыганский гипноз, в котором только гипнотизёр понимает, что происходит, то есть ещё такая отрасль "энергетических практик", при которых ты всегда делаешь что-то неправильно, если это не происходит в интересах адептов. Вам часто могут прилетать формулировки типа "да ты просто не чувствуешь энергии/полей/пространства/…" или "да всё потому что ты не понимаешь/не слышишь себя/не хочешь знать/…!", после которых создаётся ложное впечатление, что человек перед вами уж точно знает, как надо и как правильно. Никаких объяснений, никаких пояснений, никакой адаптации под ваш язык понимания.

Психологи, конечно, тоже манипулируют. Например, я широко использую провокацию, если вижу, что базовая эмоция закопана под множеством противоречивых отношений. Я этого не скрываю чаще всего — по итогу моих провокаций запрос часто становится яснее, дыхание глубже, а состояние человека спокойнее. Более того, я всегда по завершении манипуляции разъясняю, что именно произошло и что я сделал — на мой взгляд, такое отношение способствует более полному контакту и сокращает области неизвестности в нашем общении, позволяет стать эмоционально ближе.

Не претендую на истину в первой инстанции, поэтому ваши комментарии приветствуются. 
Берегите себя, ищите в помощь людей, которые готовы быть с вами честными.

Алексей Гольев

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...