психология

Работа с чувством — стыд.

Как важно знать осознавать свои чувства. 

Я решила написать о чувстве — стыде.

Как же он нужен, но и как же он может нас съедать.
Стыд — одно из самых тяжело переживаемых человеком состояний.
Это генерализованное переживание собственной «плохости», недостойности.
Патологический стыд является проявлением конфликта самооценки, когда на одном полюсе стою некчемный Я, а на другом хочу быть Большим, чем другие.
Стыдливые люди очень чувствительны относительно критики и обиды. 
На одном полюсе человек хочет чувствовать себя Большим, на другом – маленьким. При этом становится очень значима оценка извне. 

Во время переживания стыда физически мы чувствуем, как кровь приливает к щекам (покраснение) или, наоборот, отливает от лица (весь белый, безжизненный), тело вялое, тяжелое или нет ощущений, плечи опущены, глаза отводятся, хочется убежать, остаться одному, «сквозь землю провалиться».

Что запускает стыд:
изменил себе, сделал что-либо предосудительное с точки зрения своих же ценностей; сам себе за это очень не нравишься, сам себе отвратителен, трудно себя за этот поступок простить, в народе говорили «бес попутал»; родители или другие значимые взрослые научили стыдиться ошибок, сильно за них ругали, наказание не соответствовало проступку; при наказании присутствовала унижающая критика: например, «ты — растяпа, руки-крюки, опять разбил кружку», то есть страдала самоценность человека, и вместо вины («я сделал что-то не так, надо исправить последствия или извиниться») приходил стыд («я — никчемный, никудышний, во мне нет ничего хорошего»)вторжение в интимность: кто-то чужой, посторонний нечто увидел (например, ворвался в туалет), услышал ваш приватный разговор или вы случайно оказались свидетелем интимности другого.

Вывод: нормальный стыд корректирует наше поведение для приспособления, а патологический нас разрушает.

Терапевтическая работа с патологическим стыдом в, который лежит в основе низкой самооценки сводится к признанию вины перед собой, раскаянию и шагами к прощению.

В случае отравления родительскими посланиями, работа состоит в распознавании, ассимиляции послания и формировании собственной позиции!

Опишите конкретную ситуацию, где есть стыд и внутренний конфликт, какое внутреннее послание (правило), кто и когда об этом сказал, при каких обстоятельствах (если вспоминается), с чем сейчас согласны, а с чем нет в рассматриваемой ситуации, определите сами, есть ли вина или что-то стыдное, ясно сформулируйте собственную позицию (отношение).

Здесь мы запасаемся терпением, так как предстоит кропотливая работа по выходу из слияния с родительским посланием (перестать в это верить!) и восстановлению самоценности (научиться вновь себя уважать и ценить!)

Попробуйте и напишите в комментариях, как у вас получается, прямо на примере ситуации.

Пример из практики:

К: Я жалкий, ничтожный (голос становится жестким, злым), за что не берешься — все у тебя не получается (сжимается, краснеет, говорит с сильными запинками)…

Т: Ты замечаешь, что ты себя сейчас критикуешь, унижаешь?

К: Нет. Это так привычно, как пластинка. Да, действительно. Но это правда! Я ничтожество! (опять краснеет и сжимается)…

Т. Какой эффект на тебя производят эти слова? Что с тобой происходит физически?

К: Щеки горят…мне хочется убежать, залезть куда-нибудь и не показываться. Слова трудно подбирать. А внутри опять я себя ругаю, теперь уже за это. Это очень похоже на то, как я вхожу в свое отчаяние!

Т: То есть — внутри тебя есть такой внутренний голос, который почти все время тебя критикует и стыдит, это производит на тебя такой эффект — ты входишь все больше в стыд, ты угнетен, подавлен, становишься отвратителен себе.

К: Да. Я никогда не думал, что я это делаю сам с собой!.. Но это же правда!

Т: Можешь представить себе, что когда-нибудь у тебя будет жена, ребенок — сын. У него может случиться трудный период в жизни. Он придет к тебе, ты ему скажешь: «Ты ничтожество! У тебя ничего не получается! Ты жалкий!»

К: Я так ему никогда не скажу! Это же больно!… (улыбается) Я понял про голос.

Т: Давай мы с тобой для начала научимся этого внутреннего критика замечать. И каждый раз, как ты его заметишь — у тебя будет работа: не верить, что это правда.

К: Хорошо. Это интересно. Хотя я не уверен, что у меня получится.

7.Проверь сейчас, не говорит ли сейчас за тебя твой критик?

К: Да. Говорит, что я не справлюсь.

Т: Я заметила, что ты сейчас как-то по другому отреагировал: ты не покраснел и не сжался.

К: Да, и это удивительно. Я чуть сильнее стал, что ли.

Т: Как бы ты мог ответить ему на это замечание? Что было бы правдой, но не унижением?

К: Я не всегда смогу его заметить, я не всегда смогу ему не поверить. Но я могу это делать иногда точно…

В этом же случае может помочь работа с ресурсами, то есть с позитивным опытом:
воспоминаниями и о тех людях, которые обходились справедливо, ценили или принимали, реконструкцией и перепроживанием тех мест, где было спокойно, безопасно, хорошо, припоминанием способностей, талантов, успехов, достижений; обсуждение их, смакование и ценение с кем-то Другим, перед лицом Другого (например, с терапевтом), придание других, современных смыслов тому, что было в детстве; позитивный взгляд на свои детские проступки и шалости.

Фомичева Юлия Евгеньевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...