психология

Регуляция эмоций в психотерапии ч.1

    Почему «регулирование эмоций» важно в психотерапи? Опытные клиницисты понимают, что одним из самых тревожных переживаний для пациентов является переживание того, что их переполняют эмоции и они не знают, как справиться с их интенсивностью. В результате, некоторые пациенты обращаются к проблемным способам преодоления, таким как алкоголь или злоупотребление наркотиками, переедание, обвинение других людей, компульсивная зависимость от порнографии, руминации, беспокойство, и другие обреченные на провал стратегии. Многие пациенты избегают ситуаций, которые вызывают «проблемные эмоции» или остаются пассивными и замкнутыми, что еще больше усиливает чувство неэффективности и депрессии. Другие обвиняют либо себя, либо других в своих чувствах, что ведет к большей эскалации депрессии или отчуждению от важных источников поддержки. Как только эмоции пробуждаются и достигают уровня интенсивности, который становится проблематичным, может быть особенно трудно использовать традиционные когнитивные методы для реструктуризации, тем самым способствуя дальнейшему стрессу. Это также может затруднить использование поведенческих техник, особенно техник воздействия, которые включают участие в поведении, вызывающем беспокойство, поскольку они могут еще больше усугубить эмоциональный хаос. Развитие способности терпеть и регулировать эмоциональные реакции может помочь пациентам расширить диапазон поведения и ответов, которые они имеют во времена сильного стресса. Действительно, более «обычные» формы CBT могут нуждаться в ожидании успокоения эмоций.

    Некоторые люди имеют негативные убеждения относительно своих эмоций, такие как убеждение, что их эмоции не имеют смысла, что они будут длиться бесконечно и сокрушат их, эмоции постыдные, уникальные только для них, не могут быть выражены и никогда не будут валидированны. Эти люди более склонны использовать проблемные стили совладания, такие как размышление, беспокойство, избегание, пьянство, переедание или диссоциация. Другие имеют более позитивные или «адаптивные» взгляды на эмоции и менее склонны к тому, чтобы избегать, они более склонны выражать эмоции и более способны получить подтверждение. Их эмоции имеют смысл для них. Они приемлемы, не постыдны, не уникальны, не долговечны, но рассматриваются как временные. В результате такие люди реже используют проблемные стратегии для преодоления трудностей. Таким образом, техники, ориентированные на принятие и готовность, могут помочь пациентам изменить их отношение к разрушительным эмоциональным схемам или могут помочь изменить эти схемы сами. Методы диалектической поведенческой терапии могут помочь изменить мифы об эмоциях, которые одобряют некоторые пациенты, и могут предложить более адаптивные навыки для терпимости к дистрессу и регуляции эмоций. Терапия, сфокусированная на сострадании, может помочь пациентам успокоить свои эмоции и, таким образом, изменить их переживания в виде страха и основанных на стыде эмоциональных схем. Точно так же осознанность может помочь пациентам осознать, что эмоции не нужно контролировать или подавлять, но их можно терпеть и принимать, применяя гибкое, сфокусированное внимание в настоящий момент. Эмоциональная обработка и эмоциональный интеллект помогают стимулировать наблюдение, дифференциацию и использование эмоций для достижения большего смысла. Терапия эмоциональных схем (ТЭС) определяет ряд вмешательств, направленных на непосредственное устранение негативных убеждений в отношении эмоций, а валидация помогает выявить проблемные убеждения о получении поддержки (например, убеждение в том, что для получения подтверждения необходимо иметь точное зеркалирование. Когнитивная реструктуризация и снижение стресса предоставляют идеи и стратегии для более эффективного преодоления стресса путем изменения поведения или когнитивной оценки, чтобы уменьшить возникновение сложных эмоциональных переживаний.

Эмоции и регулирование

    Все мы испытываем различные эмоции и пытаемся справиться с этими эмоциями как эффективными, так и неэффективными способами. Это не переживание тревоги, это настоящая проблема. Это наша способность распознавать наше беспокойство, принимать его, использовать, если это возможно, и продолжать функционировать, несмотря на это. Без эмоций нашей жизни не хватало бы смысла, текстуры, богатства, радости и связи с другими. Эмоции говорят нам о наших потребностях, наших разочарованиях и наших правах — они побуждают нас вносить изменения, избегать трудных ситуаций или знать, когда мы удовлетворены. Тем не менее, есть много людей, которые оказываются перегружены своими эмоциями, боятся своих чувств и неспособны справиться с ситуацией, потому что считают, что их печаль или беспокойство препятствуют эффективному поведению.

     Мы рассматриваем эмоцию как совокупность процессов, ни одного из которых нам недостаточно для того, чтобы назвать опыт «эмоцией». Эмоции, такие как беспокойство, включают оценку, ощущение, интенциональность (объект), «чувство», моторное поведение и, в большинстве случаев, межличностный компонент. Таким образом, когда у вас возникает чувство «тревоги», вы признаете, что обеспокоены тем, что не сможете выполнить свою работу вовремя (оценка), у вас учащается сердцебиение (ощущение), вы концентрируетесь на своей компетентности (интенциональности), у вас страшное чувство жизни (чувство), вы становитесь физически взволнованными и беспокойными (моторное поведение), и вы вполне можете сказать своему партнеру, что это плохой день (межличностный). Из-за многомерного характера эмоций, врачи могут рассмотреть, какое измерение должно быть в первую очередь, выбирая из множества подходов. Например, при выборе того, какие методы использовать для каких пациентов, клиницисты могут рассмотреть их технические варианты на основе представленной проблемы на данный момент. Например, если борьба пациента с ощущениями возбуждения была наиболее проблематичной, терапевт может использовать методы управления стрессом (например, расслабление, дыхательные упражнения), вмешательства, основанные на принятии, стратегии, ориентированные на эмоциональную схему, или внимательность.

     Если пациент сталкивается с ощущением, что ситуация является подавляющей, терапевт может рассмотреть вопрос о перестройке познавательной способности или решении проблем, чтобы оценить ситуацию и рассмотреть возможные изменения стрессовой ситуации. Таким образом, регуляция эмоций может включать когнитивную перестройку, расслабление, поведенческую активацию или постановку целей, эмоциональные схемы и влиять на толерантность, поведенческие изменения и изменение проблемных попыток поиска подтверждения.

ЧТО ТАКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИИ?

  Люди, справляющиеся со стрессовым опытом, будут испытывать увеличение интенсивности эмоций, что само по себе может стать еще одной причиной стресса и дальнейшей эскалации эмоций. Например, человек, переживающий расторжение интимных отношений, испытывает грусть, гнев, беспокойство, безнадежность и даже чувство облегчения. Поскольку эти эмоции становятся более интенсивными, он может злоупотреблять наркотиками или алкоголем, переедать, терять сон, вести себя сексуально или критиковать себя. После того, как возникли эмоции тревоги, грусти или гнева, проблематичные способы справиться с эмоциональной интенсивностью могут определить, перерастет ли его стрессовый жизненный опыт в дальнейшие проблемные способы справиться. Его эмоциональная дисрегуляция может привести к тому, что он будет жаловаться, дуться, нападать или уходить от других. Он может размышлять над своими эмоциями, пытаясь выяснить, что на самом деле происходит, что погружает его глубже в депрессию, изоляцию и бездействие. Проблемные стили преодоления могут временно уменьшить возбуждение (например, питье уменьшает беспокойство в краткосрочной перспективе), но может усугубить эмоциональное преодоление позже. Эти временные решения (разгула, избегания, размышления и токсикомании) могут работать в краткосрочной перспективе; Однако решения могут стать проблемой.

    Мы определяем эмоциональную дисрегуляцию как трудность или неспособность справиться с опытом или обработать эмоции. Нарушение регуляции может проявляться либо в чрезмерном усилении эмоций, либо в чрезмерном отключении эмоций. Чрезмерная интенсификация эмоций включает в себя любое повышение интенсивности эмоций, которые индивидуум воспринимает как нежелательные, навязчивые, подавляющие или проблемные. Усиление эмоций, приводящее к панике, террору, травме, страху или ощущению срочности, что человек перегружен и испытывает трудности с переносом эмоций, которые подпадают под эти критерии. Чрезмерная дезактивация эмоций включает диссоциативные переживания, такие как деперсонализация и дереализация, расщепление или эмоциональное оцепенение в контексте переживаний, которые обычно могут привести к некоторой ощущаемой интенсивности или величине эмоций. Например, сталкиваясь с угрожающим жизни событием, женщина реагирует чувством онемения и сообщает, что чувствует себя в другом измерении времени и пространства, наблюдая за тем, что кажется фильмом. Эта дезактивация эмоций, отмеченная дереализацией, будет рассматриваться как нетипичная реакция на травмирующее событие.

  Чрезмерная деактивация эмоций препятствует эмоциональной обработке и является частью уклончивого стиля избегания. Однако могут быть ситуации, когда деактивация или временное подавление эмоций могут помочь справиться с ситуацией. Например, первый респондент на катастрофическое событие может быть более адаптивным, подавляя страх в краткосрочной перспективе, чтобы справиться с ситуацией в настоящий момент.

   Регулирование эмоций может включать в себя любую стратегию преодоления (проблемную или адаптивную), которую человек использует, когда сталкивается с нежелательной интенсивностью эмоций. Важно признать, что регулирование эмоций похоже на гомеостатический термостат. Он может смягчать эмоции и удерживать их в «управляемом диапазоне», чтобы можно было справиться. Или умеренность — вверх или вниз — может настолько сильно компенсировать ситуацию, что создаст «слишком горячую» или «слишком холодную» ситуацию. Регулирование эмоций похоже на любой стиль преодоления: он зависит от контекста, от ситуации. Это не является проблематичным или адаптивным независимо от человека и ситуации в настоящее время.

   Адаптация определяется здесь как реализация стратегий преодоления, которые улучшают распознавание и обработку полезных ответов, которые повышают, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, более продуктивное функционирование, как это определяется ценными целями и задачами, стоящими перед человеком.

Фолькман и Лазарус определили восемь стратегий борьбы с эмоциями:

конфронтивность (например, утверждение),

дистанцирование,

самоконтроль,

поиск социальной поддержки,

принятие ответственности,

избегание,

планомерное решение проблем и

позитивная переоценка.

   Справиться с опытом является частью эмоциональной регуляции. Если человек справляется лучше — либо путем решения проблем, самоутверждения, участия в поведенческой активации в поисках более полезного опыта или переоценки ситуации — его или ее эмоции с меньшей вероятностью возрастут. Примерами неадаптивных стратегий борьбы с эмоциями являются алкогольное опьянение и самоотрезание. Эти стратегии могут временно уменьшить эмоциональную напряженность и даже дать кратковременное чувство благополучия, но они не в состоянии придерживаться ценных целей и задач, которые индивид поддержит. Здесь предполагается, что очень немногие люди поддерживают веру в то, что злоупотребление алкоголем и нанесение себе увечий определяют ценную жизнь. Адаптивные стратегии могут включать в себя успокаивающие упражнения на расслабление, временное отвлечение во время кризисов, физические упражнения, связывание эмоций с более высокими ценностями, связывание эмоции с более приятными или ценными эмоциями, внимательное осознание, принятие, приятные действия, совместное интимное общение и другие стратегии, которые помогают обрабатывать, справляться, уменьшать, переносить или учиться на интенсивных эмоциях. В каждом случае оцениваемые цели и задачи не ставятся под угрозу, но в некоторых случаях могут быть подтверждены дополнительно.

РОЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭМОЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ РАССТРОЙСТВАХ

В последние годы все большее внимание уделяется роли эмоциональной обработки и регуляции при различных расстройствах. Эмоциональная обработка посредством активации «схемы страха» во время воздействия вовлечена в лечение определенных фобий и каждого из тревожных расстройств. Активация страха при лечении специфической фобии позволяет новому обучению и новым ассоциациям возникать во время лечения экспозицией. Действительно, использование транквилизирующих лекарств может поставить под угрозу лечение воздействием и предотвратить возникновение новых ассоциаций. Если рассматривать воздействие как форму привыкания к раздражителю, включая привыкание к пугающим ощущениям, возникающим при первоначальном воздействии, то активация страха является важным эмпирическим фактором в новом обучении, которое возникает в результате воздействия. Это новое обучение включает в себя признание того, что стимул, которого боятся, «предсказывает» повышение и снижение эмоциональной интенсивности, и что эмоциональной интенсивности не следует опасаться сам по себе. Сильные чувства могут быть терпимы, поскольку они в конечном счете уменьшаются в интенсивности.

Регуляция эмоций также участвует в лечении генерализованного тревожного расстройства. В настоящее время ГТР рассматривается в первую очередь как расстройство, характеризующееся чрезмерным беспокойством и усилением физиологического возбуждения. Хотя существует много компонентов чрезмерного беспокойства (таких как нетерпимость к неопределенности, снижение проблемно-ориентированных стратегий и метакогнитивные факторы), было обнаружено, что эмоциональное избегание является ключевым компонентом в активизации и увековечивании беспокойства. Точно так же размышление (повторяющиеся негативные мысли о прошлом или настоящем), как было показано, является когнитивным стилем высокого риска для депрессии и также было концептуализировано как стратегия эмоционального или эмпирического избегания.

Хейс и его коллеги предположили, что избегание опыта — это процесс, лежащий в основе различных форм психопатологии. Люди, которые используют опытное или эмоциональное избегание, могут подвергаться большему риску психологических проблем. Например, эмоциональное подавление, форма эмоционального избегания, было определено как фактор риска для повышенных эмоциональных трудностей. Лица, которым предписано подавлять эмоции, сообщали о более негативных эмоциях. Напротив, выражение эмоций было связано с улучшением психологического стресса, так что люди считают, что, регистрируя эмоции в течение определенного периода времени, имеет больше смысла, возможно, помогая им лучше обрабатывать опыт и эмоции. В самом деле, простая активация, выражение и размышление над эмоциями могут иметь облегчающее влияние на депрессию. Люди с депрессией, которые первоначально были выше при эмоциональном подавлении, получили пользу от 6-недельного курса экспрессивного письма, что привело к снижению их депрессивных симптомов. Тем не менее, в одном исследовании эмоциональное подавление было более эффективным, чем признание, в уменьшении воздействия просмотра травмирующего события на видео. Кроме того, эмоциональное подавление не было связано с перееданием в другом исследовании. Кроме того, подавление эмоций было связано с сообщением о «лучшем дне» для людей с высокими характеристиками пограничного расстройства. Понятно, что в эмоциональной обработке нет абсолютов. Иногда помогает подавление; в других случаях это ухудшает.

Хотя расстройства пищевого поведения могут быть результатом ряда факторов (например, самооценки, перфекционизма, межличностных трудностей и аффективных расстройств), имеются значительные свидетельства того, что регуляция эмоций играет важную роль в сложных случаях (отмеченных комбинация только что перечисленных факторов риска) с использованием «трансдиагностической» стратегии лечения. Частью стратегии трансдиагностического лечения является использование методов регуляции эмоций, чтобы помочь пациентам, которые прибегают к проблемным способам справиться (переедание, чистка,), потому что они не знают, что еще нужно сделать, чтобы справиться со своими эмоциями. Руминация — это еще одна стратегия, которую могут использовать люди с расстройствами пищевого поведения.

Эмоциональное подавление может привести к снижению эффективности общения. В одном исследовании участники получили указание подавлять свои эмоции при обсуждении сложной темы, в результате наблюдалось повышенное кровяное давление и сниженная эффективность общения. Кроме того, участники, назначенные для прослушивания ораторов, которые пытались подавить эмоции, также имели повышенное кровяное давление.

Люди отличаются в своих «философских взглядах» на выражение и переживание эмоций. В супружеской терапии Готтман определил ряд эмоциональных философий, которые влияют на то, как люди думают, оценивают и реагируют на эмоциональное состояние своего партнера. Таким образом, некоторые партнеры могут рассматривать эмоции как бремя и, следовательно, использовать пренебрежительный стиль. Другие могут рассматривать эмоции как возможность приблизиться и лучше узнать своего партнера и помочь ему. Регуляция эмоций также является частью управления гневом, когда сердитые люди часто демонстрируют интенсивный рост ощущений активации (частота пульса, физическое напряжение), наряду с полным спектром дезадаптивных оценок, стилей общения и физических действий. Фактически, эмоциональная интенсивность может стать настолько подавляющей для некоторых, что добровольный «тайм-аут» иногда является первой линией вмешательства. Наконец, эмоциональная дисрегуляция лежит в основе самоповреждающего поведения, которое часто является негативно усиленным поведением для уменьшения интенсивных эмоций.

Возможно, самой ранней и наиболее всеобъемлющей работой, в которой подчеркивается роль регуляции эмоций при конкретном клиническом расстройстве, является теоретическая работа Линехан по развитию пограничного расстройства личности. Линехан осмысляла ПРЛ как расстройство распространяющейся регуляции эмоций, возникающей в результате воздействия биологически обусловленной уязвимости на эмоции в инвалидирущей среде, обеспечивающей уход. Инвалидирущая среда имеет три определяющих свойства. Во-первых, она реагирует критически, карательно или пренебрежительно на эмоционально уязвимого ребенка, тем самым усиливая эмоциональную уязвимость ребенка. Во-вторых, она беспорядочно реагирует на экстремальные эмоциональные проявления, периодически их усиливая. В-третьих, она переоценивает легкость решения проблем. В результате окружающая среда не способна обучать навыкам, необходимым для регулирования сильных эмоций. Центральное место в концептуализации Линехан ПРЛ является эмоциональное избегание. Действительно, она характеризует индивидуума с ПРЛ как «эмоционально фобического». Считается, что страх перед эмоциями частично происходит из-за негативной оценки эмоционального опыта.

Концептуальное представление Линехана о ПРЛ как расстройстве регуляции эмоций основывается на ее подходе к лечению: диалектическая поведенческая терапия. ДПT — это поведенческое лечение, основанное на осознанности, которое уравновешивает использование методов принятия и ответственности. В рамках ДБT регулирование эмоций концептуализируется как набор адаптивных навыков, включая способность идентифицировать эмоции, понимать эмоции, контролировать импульсивное поведение и использовать ситуативно-адаптивные стратегии для модуляции эмоциональных реакций. Важной частью лечения является помощь пациентам в преодолении страха и избегании эмоций, а также в усилении восприятия эмоционального опыта.

     Когнитивно-поведенческие модели психопатологии все чаще расширяются, отражая перспективы регуляции эмоций. Дефицит регуляции эмоций связан с целым рядом клинических расстройств, включая злоупотребление психоактивными веществами и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Меннин и его коллеги разработали модель эмоциональной дисрегуляции ГТР, в которой расстройство характеризуется повышенной интенсивностью эмоций, плохим пониманием эмоций, негативной реакцией на свое эмоциональное состояние и неадекватными реакциями эмоционального управления.  Более новые модели лечения ГТР требуют интеграции техник, ориентированных на эмоции.

Существует большое разнообразие стратегий регуляции эмоций, которые могут быть полезны или не полезны. Недавний метаанализ стратегий регуляции эмоций по ряду расстройств показал, что наиболее частыми стратегиями являются размышления, за которыми следует избегание, решение проблем и подавление; сравнительно меньше внимания уделяется переоценке и принятию. Этот метаанализ дает важную информацию об относительном использовании стратегий, но, конечно, не может утверждать, какие стратегии могли бы быть наиболее полезными в изменении эмоциональной дисрегуляции. В любом случае, трансдиагностический характер нарушения регуляции эмоций приобретает все большее значение.

Андрей Вячеславович Федоров

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...