психология

Религия глазами психоаналитика

Все мы являемся свидетелями, а иногда и участниками дискуссий, споров о возникновении веры в Бога, сущности религии и ее значение для человека и общества. В течение многих веков идет обсуждение этих вопросов на всех уровнях — от бытового до научного.

За это время, как утверждает выдающийся философ и психоаналитик Эрих Фромм, "раскрылись интеллектуальные способности человека", "он научился разумной организации общества и концентрации сил. Человек создал новый мир, со своими законами и своей судьбой. Оглядывая свое творение, он может сказать: воистину, это хорошо". И все же Э. Фром отрицательно отвечает на вопрос: "приблизился ли человек к своему совершенству?" — "В нашей жизни нет братства, счастья, удовлетворенности; это — духовный хаос и мешанина, близкие к безумию, шизофрении".

Опьянев от материального блага, человек перестал считать себя первым объектом заботы — как в жизни, так и в теоретическом исследовании. Не удивительно, что до последнего времени изучением души человека профессионально занимались две категории специалистов: духовенство и психоаналитики (философы и психологи).

Какие взаимосвязи существуют между религией и психоанализом? Для ответа на этот вопрос рассмотрим взгляды на сущность религии крупнейших представителей психоанализа. 

В своей книге "Неудовлетворенность культурой" Зигмунд Фрейд продемонстрировал свое сложное и противоречивое отношение к религии, ее значению в становлении личности и общества в целом. Религиозные чувства интересуют его в двух аспектах: во-первых, с точки зрения своих глубинных источников, как чувство, рождая ощущение вечности, ощущение чего-то "океанического", "беспредельного" …, и во-вторых, как то, что, "…с завидной полнотой объясняет загадки нашего мира ".

Фрейд говорит о двух событиях, которые сыграли отрицательную роль в развитии человека: 1) победа христианства над язычеством, что привело к обесцениванию земной жизни, 2) уход от культурной свободы человека. Среди первобытных народов, подчеркивает З. Фрейд, отсутствуют неврозы и невротики. Почему? Ответ "отца психоанализа" несомненен: первобытные народы не знают "суммы ограничений", которые на высокоразвитого человека накладывают культура вообще и религия в частности. "Религию в этом случае можно было бы считать общечеловеческим навязчивым неврозом, который подобно соответствующему детскому неврозу, берет начало в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношение к отцу", — пишет Фрейд в работе "Будущее одной иллюзии".

Основополагающий материал для религии содержится в индивидуальном детском опыте человека. Чувствуя угрожающие неуправляемые, непонятные силы в себе и вне себя, человек как бы вспоминает свой детский опыт и возвращается к тому времени, когда он чувствовал себя под защитой отца, обладающего высшей мудростью. Человек мог получить его любовь и защиту, подчиняясь приказам, стараясь не нарушать запреты. Религия, как считает Фрейд, имеет немалое влияние на физическое и психическое здоровье человека: "…Благочестивый верующий имеет высокую степень защищенности от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего личного невроза". То есть, религия для Фрейда — это коллективный невроз, вызванный условиями подобными тем, что вызывают детский невроз.

В то же время основатель психоанализа считает, что цель человеческого развития — в достижении таких идеалов, как знание, братская любовь, облегчение страданий, обретение независимости и ответственности. Эти идеалы — этическое ядро ​​основных религий. Фрейд защищает последнее, одновременно подвергая резкой критике теистические и сверхъестественные явления.

Интересные взгляды на религию ученика Фрейда — Карла Юнга. Он утверждал, что религия — это осторожное соблюдение динамического существования или действия, не вызванного произвольным актом воли. Это действие "захватывает человеческий субъект и управляет им; последний всегда скорее жертва, чем творец". Если вспомнить юнгенианскую теорию архетипов, то станет понятным высказывание К. Юнга о том, что воздействие бессознательного есть "глубокий религиозный феномен". По К. Юнгу, для религиозного опыта характерно особое чувство: подчинение высшей силе. Как эта сила будет называться: Бог или бессознательное — для психоаналитика особого значения не имеет. Свои взгляды на религию К. Юнг аргументировал результатам исследования художественных образов, религиозных обрядов и ритуалов, мифов, символов. Отметим, что мифы и символы являются одной из немногих универсальных языков, связывающие узами понимания все поколения и типы культур, существовавших на Земле.

Традиционный для психоанализа интерес к условиям жизни доисторических народов, их обычаев, фольклора, религиозных ритуалов нашел свое отражение во взглядах Эриксона. Изучая процесс развития личности у представителей разных эпох и культур, ученый сделал вывод, что с момента рождения ребенок не только ориентирован на группу, но и методами воспитания ему жестоко навязывают определенный тип мировосприятия. Формирование же личной идентичности происходит параллельно и у многих индивидов общества остается в зачаточном состоянии. Ученый предложил "эпигенетическую" схему развития человека, которой в каждом возрастном этапе присущи определенные характеристики с учетом специфики "групповой идентичности" и "эго-идентичности" (см. схему).

 

Возрастной этап

Групповая идентичность

(ориентация на группу)

Эго-идентичность (ориентация на внутреннюю сущность)

1.   

Младенец (до 1 года)

Недоверие к миру

Групповое доверие

2.   

Раннее детство

Чувство зависимости

Автономия

3.   

Игровой возраст

Чувств вины

Инициативность

4.   

Школьный возраст

Чувство неполноценности

Предметная деятельность

5.   

Юность

Ощущение идентичности

Идентичность

6.   

Молодость

Изолированность

Интимность и солидарность

7.   

Средний возраст

Застой

Творчество

8.   

Зрелость

Разочарованность

Эго — интеграция

"Эго-интеграция", по Эриксону, является высшей целью жизнедеятельности человека.

Можно возразить, что мы отошли от непосредственно религиозной тематики. Но дело в понимании термина "религия". 

В данном случае автор согласен с Фроммом, который под религией понимал "любую, разделяемую группой систему мышления и действия, которая позволяет индивиду, вести осмысленное существование и предоставляет объект для верного служения". Фромм подчеркивает, что у каждого человека есть потребность в системе ориентации, объекте служения. "Человек может приклоняться перед животными, деревьями, золотыми или каменными идолами, Богом, которого нельзя увидеть, святым или вождями с дьявольскими лицами, он может приклоняться перед предками, нацией, классом или партией, деньгами или успехом, его религия  может способствовать разрушению или любви, угнетению или братству людей…". 

То есть психоаналитик считает, что "вопрос не в том, религия или ее отсутствие, но в том, какого рода религия: или это религия, способствующая  человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или религия, которая эти силы парализует".

Если мы согласимся с этими тезисами, то должны признать, что интересы верующего и атеиста совпадают. Это очевидно. Парадокс в том, что мы порой не замечаем такой очевидности.

Акименко Юрий Федорович

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...