психология

Ревность и любовь. Ошибка Блаженного Августина.

У ревности множество определений, но мне ближе всего ее идентификация как

яркого эмоционального чувства собственничества, усиленного эгоизмом в сочетании с желанием  безраздельно распоряжаться другим человеком, сопровождаемое недоверчивостью и подозрительностью.

И, хотя главным поводом для ревности по-прежнему является сексуальная неверность, партнер может ревновать другого и к работе, компьютеру, увлечениям, друзьям и т.д, но ревность вне любовной сферы достаточно примитивна и не столь сильно опасна.

Пожалуй, ничто так сильно не губит и самих людей, и человеческие взаимоотношения, как ревность — эта мысль требует многократного повторения и усвоения.

Вариантов ревности бесконечное множество. Последствия ее, как правило, негативные: она может заменить любовь ненавистью, или убить напрочь, оставив после себя лишь равнодушие.

Величайшей распространенной ошибкой является парадигма, что любовь не существует без ревности. Блаженный Августин в IV веке н.э. назад провозгласил тезис: 

«Кто не ревнует, тот не любит»,

связав любовь и ревность воедино. А христианский мир, поверив одному из ярких мыслителей и схоластов своего времени, принял это как руководящую догму. К этому времени настоящие римские и греческие философы уже ушли в Лету, поэтому оспорить проповедника, достаточно рабской по своей сути,  религии было уже некому…

Собственно, с этого момента и началась бесконечная трагическая суета вокруг ревности.

Ни одно человеческое чувство не действует так губительно на бытие и сознание: пустая и необоснованная ревность ежегодно разлучает миллионы людей, создает неполные семьи, где дети с малолетства, слыша о «чудовищной измене» изгнанного и проклятого партнера, с детства учатся жить в обстановке подозрительности, страха и нетерпимости к малейшим человеческим слабостям.

Человек по природе своей не был изначально моногамен, но как не парадоксально – ревность объясняется именно этим фактом. Подозрительность ревнующего партнера чаще всего объясняется тем, что ревнующий подавляя в себе полигамность, подозревает в измене другого.

На почве ревности в христианском и мусульманском мире ежегодно совершаются сотни тысяч преступлений против личности, десятки тысяч со смертельным исходом, в то же время в буддистской, синтоистской и современных языческих цивилизациях чувство ревности не культивируется у ребенка с детства, и встречается разве что в виде исключения.

Так, на островах Полинезии, где в 18-м веке  обрели приют и яркую новую жизнь моряки восставшего судна «Баунти» до сих пор, невзирая на попытки христианских проповедников, приучить аборигенов к моногамии и ревности, весьма сомнительным ценностям христианского мира, большинство островитян, метисов по этническому происхождению, ведут полигамный образ жизни, при  этом,  не разрушая семьи и не впутывая ревность в свои искренние,  эмоциональные и своеобразные отношения.

Не говоря уже про эпохи и промискуитета и матриархата, в античные языческие времена, ревность была не в почете, и браки в Древнем Риме и Греции спокойно расторгались при исчезновении любви хотя бы у одного из супругов, притом процент разводов был куда меньше, чем к примеру, в современной Москве (1 брак-1 развод).

Но, несмотря на достаточную простоту нравов, случаи убийства из ревности были достаточно редки, учитывая что мужчины изменяли практически все, естественно, не пропуская ни одну хорошенькую рабыню, и женщины в этих вопросах практически не отставали от мужчин. Естественно, ревность встречалась и в те идиллические времена, но скорее как патологическое исключение, нежели как норма в нашем XXI веке.

(ныряем в историю, продолжение через часик)

Юлия Станиславовна Кульпина

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...