психология

Ро-Ре-В коротко о главном

В составе человека есть такие части личности, как Родитель (Ро), Ребёнок (Ре) и Взрослый (В). Эрик Берн назвал их эго-состояния. Человек обязательно находится в каком-то одном из них, лишь переключаясь из одного в другое, в зависимости от ситуации. Сразу в двух состояниях находиться невозможно. Нет плохой или хорошей части. Все нужны и важны. Часто задача терапии — активировать ту, что менее всех используется или усилить её, если слабая.
Немного подробнее о "Родителе" — Ро:
У Ро самая сильная энергетика. Он мощный, контролирующий, опекающий, сохраняет правила, нормы (не ори!) и представляет собой вместилище разных убеждений, установок и представлений о том, что и каким должно быть.
Ро отвечает за воспитание детей. Но опирается не на мышление, а на "мудрость поколений". Умеет говорить "нет".
Ро смотрит сверху вниз (такой взгляд из-под очков), говорит медленно, не ждёт иной реакции собеседника, кроме послушания. Ро предсказывает и знает вперёд (учи уроки, а то станешь дворником).
Ро вкладывает все свои силы в подчинение — заставляет. При этом его гнев — праведный! Но любит он лишь через заботу.
***
Другая часть личности человека (или эго-состояние человека) — это Ребёнок (Ре).
Ре старается не нагружаться, не работать, не уставать, не делать то, что не нравится. Главный принцип Ре — как можно меньше усилий и как можно больше удовольствия. Ре вообще ориентирован на удовольствие, даёт ощущение жизни, генерирует желания, испытывает эмоции.
Травмы, разочарования хранятся именно в нём. Терапия убирает накопленный стресс, открывая возможность свободно выбирать.
Из Ре развивается Взрослый, но при условии, что у Ре есть достаточно свободы. Этому поможет способность принимать решения и навык самостоятельно передвигаться.
Человек в Ре эго-состоянии смотрит снизу вверх (взгляд поверх очков), говорит быстро, торопится сказать, ожидая, что перебьют или оборвут. А ответ ждёт, но не особо надеется его получить.
Ре обязательно надо уметь в себе включать, если у вас есть "внешние дети" (те, которых вы родили). Это поможет Вам лучше их понять, лучше отреагировать в случае конфликта, а так же, показать, что мама/папа умеют общаться на этом языке.
Не путайте взаимодействие ситуативное и постоянное, как бывает в игре "мы с дочкой — подруги!" Ведь в этой игре дочь — сирота (либо вы ей врете и у неё собъется ориентир в дружбе).

Важно уметь переключаться с Ребёнка на Родителя и обратно.
***
Третье эго-состояние человека называется Взрослый (В). Он не отделим от процесса мышления и "рождается" в человеке примерно к 6 годам.
Теперь подробнее про эту часть личности.
Взрослый легко работает. Он принимает решения, исходя из достоверных фактов. Критику применяет адекватно: с помощью нее проверяет входящие данные. Взрослый анализирует происходящее, собирает информацию, хранит её. Взрослый обладает не искаженным восприятием.
Взрослый, в отличие от Ро (о котором я писала ранее), за дозированное воспитание и обучение. Он отдаёт отчет в том, что это всегда насилие, но понятное, основанное на договоре.
Взрослый отвечает за чувства (Ро — за заботу, а Ре — за удовольствия), т.е. за протяженные во времени психические состояния человека.
Взрослый смотрит прямо, говорит в нормальном темпе, ждёт реакцию. Взрослый не требует подчинения, даёт свободу выбора и готов помочь. В случае отказа, ему ок.
Как я говорила в описании Ре — Взрослый развивается от свободы. Опека этой возможности лишает.

Находиться постоянно в состоянии Взрослого — большой напряг для психики. Самое правильное для человека — выработать навык переключения, с равномерным использованием всех этих эго-состояний и их функций. Тогда не произойдет "голода" и внутреннего конфликта этих частей.

Спасибо за ваши истории!

И напоминаю, что продолжительность
моих консультаций — от 1,5 часов. Кому это решительно подходит — приглашаю.
(Летом — пр-т Мира и Сухаревская)

Сударикова Татьяна Юрьевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...