психология

Сценарий жизни — жизненный спектакль

На протяжении жизни каждый из нас постоянно встречает возможности. Мир вокруг нас – это тысячи комбинаций разных возможностей.  Но что, если жизнь развивается предсказуемым образом, чтобы и где бы человек не оказывался, как будто невидимая рука управляет и, даже сменяя партнеров, работу, место жительство, выстраиваются отношения, которые оказываются до боли знакомы. Как сказал бы создатель транзактного анализа психотерапевт и писатель Эрик Берн: «Человек живет в сценарии». Впечатлительные сказали бы заговорческим тоном: «Вот судьба!», а более продвинутые отметили бы «стратегия его/ее жизни такова».

Да, стратегия жизни – это то, как ведет себя человек в ответ на родительские запреты и предписания, и стратегия жизни подкрепляется глубинной жизненной позицией, а именно «я в порядке (Я – ОК) или я не в порядке (Я – не ОК)».

Если живешь в сценарии, то жизнь развивается по одному из двух типов сценария: банальный (мелодраматичный) и трагический (драматический).  Банальный сценарий проживают большинство – нет ужасных провалов и больших достижений, жизнь развивается своим чередом, желательно максимально безопасно. В общем, "ни шалко ни валко", ну, так…нормально. Трагичный сценарий отличается интенсивностью его проживания и концом, то есть развязкой этой личной истории. Люди с трагичным сценарием привели бы в качестве героев, которыми они восхищаются, таких как, например, Родин Гуд, Че Гевара или Иисус Христос.

В чем проблема сценария и почему о нем стоит поговорить? Дело в том, что сценарий накладывает ограничения. Прежде всего каждый из нас обладает потенциалом, а, если сценарий с его предписаниями не дает зеленый свет на развитие твоих способностей, то выбора как бы нет. Развивается неудовлетворенность, тревога и депрессия. То есть ты делаешь не то, что хочешь, а что должен. «Так надо»/ «так правильно» — вот девиз сценарной жизни. Какие бы возможности вокруг личности не подкидывала бы жизнь, человек выбирает определенную стратегию и позицию, которую усвоил с детства, выбирает определенных людей.

В процессе воспитания ребенок учится воспринимать мир и отношения через призму Родительского отношения и научения. И, к сожалению, итогом нездорового воспитания становится или доминирующая или подчиненная позиция, а не сотрудничество. Дети приспосабливаются и в итоге делают не то, что хотят, а что требуется. Привыкают переносить дискомфорт.

Пример одного сценария. Ее жизненный план выйти замуж и помогать своему мужчине. Она ему готовит, поддерживает и помогает по работе. На вечеринках она гостеприимна, обхаживает гостей и нахваливает мужа. В случае необходимости, готова за него выполнить часть проекта, написать дипломную работу, взять кредит и помочь открыть дело. Довольствуется тем, что комплименты и восхищение получает ее мужчина. Мужчина добивается успеха, он на вершине карьерной лестницы. Она согласна с ролью домохозяйки и, если она может работать, то будет в роли помощницы или секретаря, что только подтвердит ее сценарий. Когда муж достигнет вершин, она уже не будет так ему интересна, и он заведет любовницу или разведется с ней, женившись на привлекательной развлекательной особе. Родительское предписание с детства героине было; «мужчина главный, а ты будь позади него», «не думай о своих желаниях, а помогай другим». В качестве героине ей бы, например, нравилась бы Жаклин Кеннеди.

Выход из сценария явился бы развиваться самой и работать на себя, раскрывая свои таланты. Она должна оставить идею «оправдывать ожидания других» и проявить свое честолюбие. А, мужу следует предложить завести прислугу. Чтобы освободиться от сценария ей нужно будет прислушиваться к своим желаниям и отказаться от роли «Спасателя», которая приводит к роли "Жертвы" в сценарной жизни.

В развитии этой темы я бы отметила, что как и в спектакле в сценарии три части: завязка, кульминация и развязка ("катастрофа").  Кульминация развивается в период взросления, а развязка — это как закончилась жизненная история. Люди идут по жизни выполняя предписания, которые приводят к разрушению их жизни, их мечт и разочарованию. Разочарование — это главный итог и признак сценарной жизни.

Как говорил Эрик Берн и я с ним согласна: "Избавиться от сценарных предписаний нелегко. Освобождение становится возможным тогда, когда человек достигает независимости (я бы от себя добавила раскрывает свой заложенной природой потенциал за свой счет), то есть приобретает умение жить "включенным" в настоящее, действовать спонтанно и достигать близости (я бы добавила, а не играть в психологические игры-) с другими людьми".

Хорошая новость состоит в том, что осознавая свой сценарий и предписания и запреты можно скорректировать и изменить свое настоящее, а значит и будущее. Работа длительная, перспективная и чрезвычайно для личности полезная.

Мир вокруг нас – это тысячи комбинаций разных возможностей. Освобождение от сценария дарит возможность использовать множество разных вариантов, пробуя и ошибаясь и развиваясь.

 

 

 

Агабабова Маргарита Владимировна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...