психология

Сложные случаи психотерапии

Мы ответственны за свою жизнь – значит, мы можем её изменять. Отчаяние ведёт к тому, чтобы ничего не делать. Умом мы понимаем, что обессиливаем себя и надолго застреваем в кризисной ситуации, если виним в нашем несчастье окружающих или судьбу вместо того, чтобы сделать главное для своего спасения – взять ситуацию в свои руки. Пока вы думаете, что причина жизненных проблем лежит вне вас, в вашей жизни не произойдёт благоприятных изменений. Пока вы будете перекладывать ответственность на других, которые якобы плохо с вами обходятся – это может быть и муж-грубиян, и требовательный начальник, не желающий войти в ваше положение, и дурная наследственность, и непреодолимое давление, вы так и останетесь в тупике. Вы и только вы сами ответственны за ключевые стороны жизненной ситуации, и только вы в силах их изменить. Даже испытывая внешние ограничения, вы всё же вольны выбрать, как именно их воспринимать.

(Ирвин Ялом «Вглядываясь в солнце», из книги «Путь к гармонии». Эксмо, 2014)

 

Ответственность в психотерапии, да. Она есть, причём, у каждого, и у клиента, и у специалиста. А как иначе?! – взаимодействие, да ещё и при взаимоотношениях!

Это ж не хирургия, где вся активность пациента в том, чтобы лежал смирно и дал хирургу сделать свою работу.

 

Традиционные подходы к психотерапии/консультированию, оказанию психологической помощи.., эээ, 

а давайте объединим всё это под традиционным же наименованием «психотерапия», безотносительно к сфере применения – в клинике для лечения расстройств или за её пределами, при психологическом сопровождении (ещё один термин) здоровых людей. А есть ещё и психологическая коррекция, этот вид больше других связан с психотерапией в её клиническом значении, хотя при этом речь уже идёт не о лечении, как таковом, и ответственность уже не юридическая, а персональная.

Теперь, когда договорились об этом термине, продолжу мысль о традиционном подходе – он связан с тем, что психотерапевт (Пт.) заинтересованно слушает – внимает – и слушает, и наблюдает, прицельно собирает информацию, исследует, и делает умозаключения по ходу самопредъявления клиента (Кл.), т.е. как-то думает обо всё этом, пропуская через свои концептуальные фильтры, обрабатывает подаваемую информацию, а то ещё и опросит Кл-а о чём-то…

Кл. повествует, обычно, рассказывает, но и ещё может что-то делать – рисовать, лепить, скульптурировать, заполнять опросники, отвечать на вопросы теста, выбирать приятные из предложенных цветов, шкалировать, он много чего может…

Словом, Кл. либо свободно излагает свою историю, либо предъявляет себя в структурированном виде. К слову, есть люди, у кого наболело, и есть что поведать, тем более что, собеседник столь заинтересован и доброжелательно настроен…

А есть люди, из которых слово и клещами не особо вытянешь. Нет, пытать мы их, не пытаем, но они сами просят ставить вопросы, им легче так – предоставлять информацию по запросу.

В любом случае, последовательность в этом следующая – пока Кл. презентует, Пт. внимает, и лишь затем, собрав информацию тем или иным способом, обдумав её, даёт ответ, возможно даже рекомендации или назначения сделает, направит на дополнительные обследования.

Если сформулировать в виде этапов, то вне зависимости от направлений, методов, они следующие:

    Исследование.Формулирование запроса и заключение договора на работу.Сама психотерапевтическая работа.Подведение итогов. Рекомендации. Завершение.

Это общие этапы, будь они для разовой встречи или для курса терапии, разница лишь в продолжительности.

 

Т.е. в любом случае, время требуется. Хотя бы выяснить, в чём суть дела.

Да, и в этом вся соль.

А вот суть-то в чём?

Иному человеку представляется «в этом» – об «этом» он и повествует. Ну, у кого что болит… как может, так и ведёт своё повествование…

Ан нет, Пт. расспрашивает о другом!

«И чего это он туда повёл? К чему ведёт? Опа…» – думает Кл. – «Так ведь с его подачи выходит, что это я сам и виноват! Ну, делааа… А я на помощь было надеялся, эх!»

И понятно же, что происходит дальше?

 

Если же, Пт. ни о чём не расспрашивает, молча слушает, кивает, поддерживая рассказ клиента, Кл., окончив повествование, закономерно спросит Пт-а:

«Вот так… И что же мне теперь делать?»

Чем подчеркнёт свою беспомощность, и передачу хода Пт-у.

Выбор у Пт-а невелик – советы давать он не может. Может, конечно, но знает, что это дело пустое, и по этике не комильфо, да и жизнь-то не его, чего ж тут посоветуешь?!

Ну, если только он не поведенческий терапевт. Тот-то знает, что делать! Там дело, как раз, в том и есть – дать рекомендацию и проследить за умелым её проведением в жизнь. И поддержать, в случае успеха, тем самым закрепив его, и усилить завоевания…

 

Но вот Кл., ну, не с ножом у горла, но терпеливо так, ждёт реакции Пт-а.

А время, меж тем, примерно 20-30 минут сессии минуло, пока Кл. добросовестно излагал свою историю…

Вроде бы и есть время на ответ, и ответить бы нужно, ну, в логике беседы людей – один рассказал, второй слушал, теперь-то должен бы и ответить…

Но советовать нельзя. Можно, вообще-то, но выбрал не советовать, сразу видно, не бихевиорал, и всё тут…

Так что же делать? Ведь ждёт Кл! И рассказ такой проникновенный, и в деталях…

Нередко Пт. формулирует новый вопрос, и Кл., вздохнув, накручивает новые витки информации…

И Пт. тем временем может выдохнуть, пока Кл-у есть чем время занять…

А Пт. потом посоветуется с супервизором, как и куда его вести…

А если у него это не первое обращение к Пт-у, то уж в который раз… Но понимает – пока всего не поведать, как же понять психотерапевту его боль, и помочь ему?! Деваться некуда, вот и рассказывает терпеливо…

Рассказывает, чтобы Пт. понял его, и помог ему в итоге. Иной раз досадует, сколько ж можно рассказывать?! Но виду не подаёт – понимает, надо, так надо… Не он же здесь хозяин положения…

А в итоге всяко ждёт резюме от Пт-а.

 

Иной Пт. выразит своё отношение к рассказанному, к Кл-у, как участнику тех событий и в связи с ними, а иной и руку предложит в знак поддержки…

Тоже ход, уже без развития проговаривания, но на эмоциональной ноте, и такой высокой… Сможет ли Кл. удержаться?

Некие Пт-ы даже так эмоционально реагируют, что Кл-ы анекдоты слагают – был, дескать, у Пт-а, рассказывал ему за жизнь – тот плакал…

 

И вот я заявляю идею об оказании психологической помощи с первых минут.

Что же это за подход такой?

Кстати, а первый – как бы обозначить, кроме того слова – традиционный?

Судя по итогу – Кл. излагает с оглядкой на Пт-а, поправляется в своём изложении, стоит лишь Пт-у недвусмысленно среагировать, показать своё отношение, направить ход изложения по некоему руслу, и смирённо ждёт вердикта Пт-а, ждёт помощи в избавлении от своей проблемы, излечении от расстройства, так что, можно точно определить его, как экспертный.

Главный здесь – психотерапевт.

Клиент – заявитель, проситель – у него что-то не так, проблемы, они его достали, он слаб, и он ищет сильную фигуру, того, кто ему поможет справиться с его затруднениями (нарушениями, расстройствами), подскажет, что к чему – «У меня не получается, помоги!»

И ведь, что характерно, стоит спросить Кл-а в этом состоянии – «И что же Вы думаете делать в этой связи?»

Кл. сердится! Дескать, знал бы сам, не пришёл бы! Кто тут терапевт?! Вот и говори мне, чего мне делать?!

Иной Пт. попадается на этот заброс от отчаяния и говорит, так, мол и так.

А Кл. ему – «Да.., НО…»

Как бы там оно ни было, но всё же, не уходит, ждёт профессиональных предложений…

Ведь психотерапевт! – за ним знания, навыки, компетенции, опыт – он эксперт, он и собирает информацию, и, ну, не судит, но делает заключения, и даёт инструкции, рекомендации, назначает, предлагает процедуры – терапию, как средство выхода из жизненного тупика (сформировавшегося расстройства).

И верно, Кл. в тупике, и выхода не видит, поэтому нужно пройти путь – психотерапию, чтобы на выходе найти себя иным человеком, узнаваемым, конечно, но уже иным, не таким, как прежде – в этом и смысл путешествия под названием психотерапия!

И это бесспорно. И оказывается легко и, ну, пусть и не просто, сложно, но всё же уже попроще, и потому полегче, поскольку Кл. принимает свою клиентскую роль и экспертную позицию и роль терапевта отдаёт своему визави. Ответственность так и распределяется к общему удовлетворению. Терапевт исследует, лечит, клиент принимает помощь, лечится…

Замечательно сложившееся сотрудничество, начавшееся в силу базового доверия, доверия выдаваемого клиентом своему психотерапевту в кредит!

И что касается самого маршрута этого путешествия, здесь хоть и могут быть существенные различия, действительно, маршрутов десятки сотен – выбирай, не хочу, но в целом они все опираются на это самое безусловное доверие клиента терапевту, признание себя слабым, принимающего позицию смирённо принимающего помощь – «У меня (со мной) что-то не так, исправь это, пожалуйста!»

Конечно, и Пт. встречно платит Кл. подобной монетой – отвечает ему безусловно принимающим отношением в гуманистической традиции или условно, избирательно поддерживающим в экзистенциальной парадигме, с доброжелательным отношением с нейтральной позиции в Питерской психотерапии и психологии отношений, или с внимательно заинтересованным критичным отношением в психоанализе, в силу того, что он оценивает природу человека, как негативную, которую необходимо преодолеть, укрепив его Эго, найдя баланс между Суперэго и импульсивными побуждениями Ид.

И всё бы хорошо, но Кл., вдруг задумается – «А долго ли ещё? Что-то ничего не происходит! Зачем же я хожу, хожу, платить, плачу, а толку-то всё нет, как нет?! Как же так?!»

Если Кл. доверчивый, может и успокоиться заверениями терапевта, дескать, всё идёт, как надо, всё путём, смотрите-ка, вот уж и критика начала формироваться, хорошо же! Ещё с годик другой и будет совсем хорошо! Действительно же, такие проблемы! Как же их сразу взять?!

А нередко и сразу же, особенно в последнее время, с развитием психотерапии в частном секторе, психотерапии, как бизнеса, появляется закономерная в этой связи настороженность потенциального клиента, и особенно близких клиента, к потенциальному психотерапевту – «А ну как, он меня надуть хочет?! Я, хоть и нуждаюсь, но не простачок!»

 

Итак, кредита доверия более нет, более того, появилась настороженность, а то и подозрительность, особенно у тех, кто уже не раз обжёгся, он теперь и на воду дуть будет, не говоря уже о случаях захода на приём к очередному психотерапевту, с намерением вывести его на чистую воду, и тогда уже посмотреть, как он будет там, в чистом-то поле, биться…

Это, конечно, пока что, редкость, хотя и зачастившая уже, а есть и, как водится, амбивалентное послание клиента терапевту, известное уже давным-давно, как двойное послание – «Помоги мне, но ничего не изменяй!»

Ясное дело, что Кл., будучи в таком состоянии, критично настроен ко всему, что делает, как и о чём говорит Пт.

Ох, и трудно же ему приходится! Но работу сам выбирал, приходится справляться…

 

Карл Витакер, назван самым странным классиком семейной терапии, её пророком и юродивым. И, действительно, его парадоксы озадачивают, а свобода мышления просто сражает наповал… И вот К. Витакер объявляет борьбу за структуру главной задачей терапевта ещё до первого визита семьи, с момента обращения к нему по телефону! Ещё ни договорённостей не заключено, ни информации никакой не собрано, даже знакомство не состоялось, семья просто договаривается о приёме. И уже здесь он диктует свои условия, мощно блокируя малейшее сопротивление, попытку договориться о своих условиях, а точнее сохранить свой статус_кво, и побудить к переменам.

Структура должна быть такой, иначе помощи не оказать! – авторитетно заявляет Карл.

И в ситуации двойного послания, этот ход вполне оправдан, и он точно в цель, и сокращает время терапевтической работы.

А ну как, в изменившихся условиях возросшей активности клиентов, их критики действий терапевтов, он может привести к отказу клиента встречаться с терапевтом?

Обычное дело, известный и востребованный терапевт скажет – «Ну, кому надо, тот меня найдёт и придёт!»

Не вспомню точно, кто-то из великих Учителей Греции, вероятно, Сократ отослал юношу к отцу со словами, что не сумеет того ничему научить, поскольку он не уважает своего Учителя.

Так же и в другой культуре, прежде чем стать Учеником Сэнсэя, претендент проходит ряд испытаний, показывая всю силу своего намерения, доказывая своё достоинство стать Учеником Мастера…

Что же, среди великих, и для поддержания действенной готовности к необходимым переменам, настройки на них, так было, так и остаётся.

 

А ещё так было, да и есть, когда главным было сохранить власть, и тогда обещание передать тайную информацию, поведать Большой_Секрет является козырной картой.

Заметим, поддержание тайны играет на руку не честным игрокам, стремящимся к послушанию своих подчинённых, поддерживающим свою власть силой, манипуляциями владением особой информацией, другими нечистыми способами.

Разница в том, что последние преследуют одну лишь цель – удержать власть любой ценой, и для того все средства хороши.

Первые свободны, не привязаны к власти, у них есть авторитет, и им этого вполне довольно, тогда они могут применять его во благо и на пользу людям.

И это важное различие, что позволит потенциальным клиентам найти своих психотерапевтов.

 

Во времена, когда представление и, главное, личностное отношение вырабатывается, как это делается в ходе психотерапии, важна уже не столько передача информации, которая к тому же, открыта, но сама организация процесса.

И вот кардинально иной подход и маршрут!

В чём же его кардинальность?

 

Сам подход иной. Потому и маршрут иной. Мы не ищем дефициты, да и ищем не мы. Потому и назначения не нужны. Как не нужно и безусловное доверие клиента. Напротив, Пт. может поддержать и подчас поддерживает критичность Кл-а.

Мы именно что, задаём и поддерживаем поисковую активность человека в силу интереса клиента.

А Кл. уже ищет, прикладывает, примеряет, сопоставляет, оценивает, моделирует, выбирает, решается, опробует в действии и закрепляет в навыках, вырабатывает личностное отношение. И всё сам! Конечно, благодаря организации сего процесса Пт-ом.

Такой подход, в котором Пт. так ведёт, что Кл. уже, ну, если и не с первых минут, то с первых их десятков точно, трансформирует позицию получателя услуги в позицию активно действующего, взаимодействующего – выбирает, как цели, так и пути достижения этих целей, перебирает и подбирает ресурсы, прокладывает свой маршрут, и принимает обязательства по нему пройтись, оценить его на предмет эффективности достижения цели.

Этот подход – позитивный – утверждающий данность, уделяет внимание не лишь дефицитам, но и сильным сторонам, причём в первую очередь!

Действительно, зачем нечто менять, если это и так неплохо работает?!

Другое дело, когда перестало давать нужный эффект, тогда можно и поискать что-то ещё.

Это в качестве ответа на вопрос – «Что же теперь делать-то?!»

По сути, Кл. потому и обращается за помощью, что перепробовав всё себе доступное, не нашёл выхода, и надеется, получив совет, взгляд со стороны, найти подсказку, куда же, и как ему ещё можно двигаться, что делать в создавшейся ситуации, в своём затруднительном положении, сам ощущая себя в тупике, и переживая отчаяние в этой связи.

Т.е. сам подход выстроен в русле ожиданий Кл-а.

За тем исключением, что Пт. не совет даёт в готовом виде, а организует беседу таким образом, что Кл. сам находит подходящее решение применительно к известной ему ситуации и с учётом желаемых целей (хотя и скорректированных с учётом реальности).

По большому счёту, Кл. может даже не рассказывать деталей проблемной ситуации!

Действительно, если вместо (помимо) сбора информации о проблеме, истоках её зарождения и закрепления, установления причинно-следственных связей, исследовать возможности, доступ к нужным ресурсам, чтобы добиться желаемого, это может помочь. Пусть даже и не в том, чтобы кардинально и сразу решить все проблемы, которых, и правда, может быть множество (или расстройство вылечить), но настроиться на другой лад – перейти из позиции пассивности к активности.

Из отношения к себе, как никчёмному, ничтожному, выйти на отношение с уважением и достоинством.

Из состояния беспомощности, безнадёжности, отчаяния, переключиться на состояние надежды и готовности опробовать что-то ещё.

Неплохой результат для подхода с поминутным продвижением?

 

В ходе занятий Школы Оригинального Консультирования мы исследуем эти возможности, не опровергая и не исключая всего того, что было известно специалистам прежде. Нет никакой нужды отказываться от своих знаний и навыков, но дополняя их новыми возможностями, делать нашу работу с большей отдачей, эффективностью, с позиций позитивного подхода, побуждать своего Кл-а к активности, к доброму отношению к себе, оптимизируя его возможности в этой конкретной ситуации, обеспечивая доступ к ресурсам, вполне реально.

Уже прежде говорил об этой простой, но эффективной технике «Хороших наименований», и она вполне уместна в ходе первой встречи, и именно что, с первых минут (см. статью Куда путь держите?)

Логично, когда Кл. рассказал свою историю, спросить его о её наименовании. И вот уже здесь мы можем переломить ситуацию.

Формулируя название, мы задаём и сообщаем информационный код к описываемой ситуации. Отношение к ней, к себе самому, как герою этой ситуации. И так же, сообщаем о своей позиции в этой ситуации, и к самой этой ситуации, сообщаем насколько она вообще динамична, эта история, или статично там всё, состоялась уже и только след и оставила… Какова степень активности героя, что ему остаётся делать – горе горевать или может ещё силушку приложить, да переменить, ну, пусть и не всё, но хоть кое-что, а порою и нечто критичное, так тогда и вовсе переломить можно всю ситуацию…

Вот Вы. Как назовёте свою историю жизни, задумав поведать её, когда зайдёте к психологу поговорить «за жизнь»?

Вот, например, рассказал человек свою историю, ситуацию описал, о себе поведал, о людях, «за жизнь» сказал… И психолог спрашивает не об отношениях в родительской семье, а о названии повествования… Логично же?

Нередко люди, пребывая в состоянии тоски, беспомощности, безнадёжности и отчаяния, его и поддерживают, словно, отказываясь замечать то, что могло бы это состояние изменить.

Ну, не отказываются, конечно, выбора-то, особо нет в этом состоянии, именно оно и определяет и ход мышления, и поступки – вспомним о своих переживаниях и поступках, оценим их на предмет конструктивности в подобные моменты! Деструктивны, как есть.

Ясно же, что человек это делал, и не из любви к искусству, а под давлением всех тех обстоятельств, так способен ли он вынести бремя ответственности за это здесь и сейчас?!

И тогда какой смысл его нагружать этой ответственностью здесь и сейчас?! В этот самый кризисный момент его переживаний…

А давайте для примера возьмём привычное уже название этого состояния – мы же о депрессии говорим, не так ли?

И, конечно, основные его, этого состояния, клинические признаки таковы – самочувствие, активность, настроение – всё вниз. Перспектива рисуется в мрачных тонах, отношение к себе самому негативное, как и отношение к текущим ситуациям. Т.е. всё плохо – безнадёжно, сил нет, настроение на нуле, а то и ниже. И верно, с чего бы ему радужным быть?! И какие в этом состоянии могут быть поступки? Как и мышление. Ясно же, с суицидальным, или хотя бы антивитальным характером.

Есть и методика, известная психологам для оценки психоэмоционального состояния на каждый день, она так и называется – САН, всё перечисленное, в ходе выполнения этой методики, человеком и оценивается, подсчитывается общий балл, на основании чего можно судить об актуальном состоянии на сегодняшний день.

Но самое важное то, что в динамике, на протяжении недели, месяца, двух, можно наблюдать разного рода колебания интегрального показателя САН, т.е. своего состояния.

Выходит, уже и не состояние. А что же тогда? Состояние в динамике!

Или, проще говоря, наше настроение, эмоциональная жизнь. А если поговорить за жизнь?

– «Как тебе живётся-можется? Как ты вообще?»

И вот уже видны и иные моменты, посветлее, проблески некоторые, и интерес к ним – как удаётся складывать жизнь, чтобы они были? Чтобы были поярче, подольше, почаще? Что происходит в целом, что сам делаешь для этого?

Мы ведь просто расспрашиваем, ничего не внушаем, не переубеждаем ни в чём, но живо интересуемся различиями, с фокусом на позитивном, т.е. как есть, наличествующем…

Внимание обращается на исследование возможностей человека через связь с его ресурсами.

И это уже совсем другое дело – человек не пассивен, у него появляется надежда, и вера в себя и будущее ему видится в ином свете – т.е. мы только что перешли в иное состояние активности, самочувствия, настроения. Нарастает вера в свои возможности, в себя, ответственность за свои решения и их реализацию. Вот когда можно и полезно поднять тему ответственности!

Эта перемена оказалась возможной благодаря нашим вопросам об этих моментах жизни человека, подчёркиванию сильных сторон, уже имеющихся в наличии. Самому, находясь в суженом, ограниченном состоянии сознания, заметить это трудновато, но беседуя с живо интересующимся другим, вполне возможно.

Вот такие перемены к лучшему…

А когда наступает время для установления диагноза? Если только он нужен, чтобы лучше помочь человеку… Кто же запретит думать об этом?!

 

О Школе концептуально здесь — ШОК

О методе — О КППт в 2-х словах. Сходства и отличия. Преимущества.

Ещё о методе — «Беседы о решении» – курс развития продуктивности в общении.

Частные случаи применения метода — Беседы_о_решении

По сути, школа так и реализуется — в разборе случаев, кейсов, как нынче говорят, и подборе средств решения затруднений в методе КППТ (SFBT/ОРКТ) — решение фокусированной беседы, беседы о решении.

#психотерапия_без_дураков
С Вами Юрий ИОНОВ
#Психолог_психотерапевт_Туапсе

А вебинар уже собирает своих участников, заходите, двери открыты!
«Сложные случаи психотерапии» 23.03.19 с 14:00 состоится для консультантов, стремящихся повысить эффективность в своей работе, заходите!

Юрий Анатольевич Ионов

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...