психология

Слушать себя

 

Часто бывает так, что когда на консультацию приходят дети, они не понимают, почему их приводят к специалистам. Единственный их ориентир — это то, что мама недовольна, или ругается часто, или волнуется. Дети, бывает, рассказывают о своих страхах, о том, что у них не получается, о сложностях во взаимоотношениях с близкими и друзьями, но не могут рассказать о том, что они чувствуют в связи с этим и как переживают. Проблемы воспринимаются не как сложности у конкретной личности, а как сложности, напрямую с ней связанные (например, "со мной что-то не так" или "я плохой", "я слабый", "я медлительный" и пр.). Очень редко детям говорят, что проблема не в них, что у них есть свой индивидуальный характер, который просто нужно понимать и учитывать во взаимодействии. Непослушного, расторможенного ребенка родители часто стараются устроить к более строгому воспитателю, застенчивого — отправить одного на сцену преодолевать свои страхи, агрессивного — ставят в угол, надеясь, что так он станет спокойнее и добрее. 

Родители редко учат ребенка понимать, что с ним происходит. И среди взрослых также, зачастую, наблюдается непонимание своего состояния.  Взрослые люди почему-то злятся не на тех, на кого хотели позлиться, почему-то требуют внимания и поддержки от других, почему-то ищут одобрения, забывают о своих возможностях и потребностях, почему-то не могут любить так, как хочется и уходить тогда, когда это кажется необходимым. Мы часто ориентируемся не на собственное состояние, а на мнения важных для нас людей, определяем наши субъективные "хорошо" и "плохо", исходя из внешней реальности, а не внутренней. 

Один из важных аспектов заботы о себе — это понимание того, что сейчас со мной происходит. Когда я прислушиваюсь к себе, замечая, что со мной творится, и даю себе на это необходимое время, тогда у меня есть возможность не только находится в контакте с окружающим, но и быть в этом контакте более устойчивым и крепким. 

Когда я не замечаю свое состояние, подавляю эмоции, избегаю неприятных и тяжелых ощущений, я не только чувствую себя намного более усталым, но и теряю контакт с окружающим и самим собой. Следствием этого могут быть повышенный уровень тревоги, болезни, резкие эмоциональные перепады, проблемы в отношениях и т.д. 

Важно учиться себя слушать и слышать, давать себе время, прощать ошибки и неудачи, не винить и не критиковать себя за все что можно и нельзя. Важно понимать себя, свои потребности и возможности. Все это — шаги на пути к более полноценной жизни и снижению уровня стресса и проблем.

Также как и детей, взрослым необходимо учить себя внимательности к себе, отделяя внутреннее состояние от окружающей реальности.

Эльяшевич Софья Дмитриевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...