Страна Чувств

Страна Чувств. Совместное написание тематической сказки,

как способ развития эмоционального интеллекта у детей с РАС

 

Здравствуйте, друзья! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами одним из методов развития эмоционального интеллекта у детей с расстройством аутистического спектра из своей практики. Этот метод – метод сказкотерапии – известен многим практикующим психологам, как способ коррекции различных эмоциональных состояний у детей: фобии, агрессивное поведение, трудности коммуникации и т.д. Я попробовала использовать данный метод для развития понимания как собственных эмоциональных состояний ребенка с РАС, так и окружающих его людей.

Надо сказать, что при работе с эмоциональной сферой таких детей, трудно спрогнозировать насколько эффективной и результативной будет работа. Поскольку это все-таки не поведенческая коррекция и при данной работе метод АВА не используется, а целью является – научить ребенка распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих людей, вначале работы сложно сказать насколько ребенок сможет «взять» данный материал. Также нужно отметить, что дети, с которыми я работала, имеют сохранный интеллект и по уровню своего психического развития находятся не ниже пятилетнего ребенка с нормой развития. При этом биологический возраст детей с РАС от 8-ми до 15-ти лет.

Итак, в своей работе за основу я взяла совместное с ребенком написание сказки. Сказка начиналась так: «Жила-была в одной стране – Стране Чувств – Радость…» Почему сказка начинается именно с радости? Эта эмоция знакома большинству детей, они легко её распознают как в собственных проявлениях, так и у других людей. Далее ребенок пытается описать, на что похоже это чувство, например: «Радость была похожа на розу, потому что она радостная и сама всех радует. У Радости (для всех эмоций используются их названия как имена собственные, чтобы «оживить» их) был розовый дом с улыбкой, вокруг этого дома цвели розы…»

Далее я использовала два приема: дети рисовали этот мир Радости, как они его себе представляют и, для тех, кто любит лепить, лепили этот мир из пластилина. Задаются наводящие вопросы: что еще есть в этом крае, какая там погода, есть ли там другие жители и т.д.? «…В крае радости живет щенок Соня. Он розовый с малиновыми и перламутровыми бантиками. Соня живет в зелёной будке возле дома Радости…Радость любит радовать детей, она приносит им шарики, мороженое и игрушки… В крае радости всегда была радуга…Тропинка от дома Радости шла к дому Грусти. Грусть – фиолетовая и похожа на сирень. Она живет в крае, где все время идет дождь. Домик Грусти – фиолетовый с грустной рожицей. Рядом с домом Грусти живет щенок Боб. Вокруг дома Грусти был высокий забор. Она от всех пряталась. Грусть заставляла детей плакать: отбирала у них шарики и игрушки…»

Далее также дети рисуют край грусти и лепят его, кто хочет. На этом первое занятие заканчивается. Можно каждое занятие разбить на более короткие части, в зависимости от того, как работает ребенок, насколько он включается в данный процесс. Так на каждом занятии ребенок изучает одно-два чувства. Каждое чувство ребенок описывает с помощью наводящих вопросов и пытается соотнести его с реальной ситуацией в своей жизни: когда он чувствует радость, грусть, страх, злость, обиду, удивление, одиночество, вину и т.д. Изучать эмоции и чувства с ребенком с РАС можно на протяжении долгого времени, так как эти детям трудно ориентироваться в этой области. (Хотя не только детям с РАС трудно ориентироваться в сфере эмоций.)

Я обратила внимание, что особенно трудно таким детям понимать чувство вины (стыда) и чувство одиночества. Но не стоит торопиться. Необходимо время, возможно долгое, для «усвоения» психикой данного материала.

Такие занятия для большинства детей представляют интерес, поскольку они включены в процесс, самостоятельно пишут свою историю (с помощью психолога), могут выразить свое понимание с помощью арттерапевтических средств и, конечно, избавляются от накопившихся эмоциональных переживаний. При работе 1 занятие в неделю за 4-6 месяцев можно добиться неплохих результатов. У детей расширяется диапазон понимания своих собственных эмоций и эмоций окружающих людей. Им становится легче объяснить своё состояние, а значит привлечь внимание взрослых к чему-то для них важному. В конечном итоге, это способствует социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра.

Черникова Татьяна Викторовна

Источник: www.b17.ru