психология

Субъект желания. desidero ergo sum

Важнейшей вехой в том,что можно определить как судьба субъекта в историческом контексте выступила мысль Фрейда о том,что субъект существует не благодаря когито, но благодаря желанию, desidero ergo sum — “человеческий опыт определен структурой желания». И субъект желания — субъект, который возникает в тот момент, когда материнский объект, удовлетворяя потребность протосубъекта, являет то,что можно обозначить как нехватку — он являет интерес к субъекту, свое желание, как нехватку в себе, которую субъект символизирует — он становится желанием другого. Однако, другой не в силах удовлетворить это требование любви, которое субъект к нему обращает в полной мере, остаток же который остается — желание субъекта, которым он конституируется как субъект желания. Этот остаток — функция желания, метонимия бытия, вечное движение.
Следуя данного логике, субъект не проходит стадии развития, приобретая то или иное, со знаком плюс и при непосредственном участии матери, как гаранта и источника этого развития, но субъект постепенно встречаясь с нехваткой в другом, пытается так или иначе концептуализировать свою нехватку, как способ желать, а следовательно, жить. В данном случае на первое место выходит не воспитание и «достаточно хорошая мать» но именно Отец, как символ нехватки матери, как то,что ее концептуализирует, то что ставит границы и обретает мощь Закона. Именно «первичная идентификация …с отцом личного правремени». Фрейд в свою очередь выделяет два метода для невротического субъекта справится с этой нехваткой — истерический и невроз навязчивости, как структурные компоненты, как логику субъекта желания.

Чем же ценен психоанализ? Субъект анализа — не субъект мысли и интеллектуализации, в той же мере, в какой это не субъект чувств, но это субъект желания и субъект нехватки. Именно с этими двумя явлениями и встречается субъект анализа, именно в этом месте о6 способен «перекинуть игральные кости», как некий третий акт сексуации — становления логики желания. Требование к аналитику в прохождении своего анализа и сама позиция аналитика, обеспечена не столько знанием, не столько способностью к тому или иному способу познания анализанта, но именно своей позицией по отношению к своему желанию и нехватки как своей так и другого.

Гриздак В С psychoanalysis.by

Вячеслав Гриздак

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...