Начальные математические представления развиваются с опорой на окружающий ребенка мир, части тела, сравнение предметов по форме, размеру, цвету.
Пальцы были изначально самым доступным способом пересчитывания. Это нормально, если ребенок считает с помощью собственных пальцев. С помощью пальцев легче усвоить состав числа, разложение числа на части, изучить и запомнить таблицу умножения. Не игнорируйте и не запрещайте этот естественный способ счёта.
Как только знание состава числа станут устойчивыми и легко воспроизводимыми, ребенок откажется от счета на пальцах.
Упражнения, которые увлекут ребенка и создадут ситуацию успеха.
1. В песочнице, на лужайке, вы можете спрятать игрушки, предложив ребенку найти их, пересчитывая.
2. Расположившись с комфортом на дачном участке, вы можете наблюдать за тем, как ребенок отыскивает игрушки спрятанные вами заранее слушая ваши указания: "Сделай два шага налево, теперь три шага прямо, потом повернись направо и сделай еще один шаг и т.д."
3. Пересчитывайте яблоки, фрукты, конфеты:
— Если к одной конфете я прибавлю еще одну, то станет больше или меньше?
— Сколько конфет? Две! Чтобы стало три, надо добавить или убрать? Начинайте с 1 конфеты и добавляя по 1 конфете дойдите до числа 10.
— Сколько конфет? Десять! Чтобы стало меньше, надо добавить или убрать? Чтобы стало восемь, надо добавить или убрать? Вы отсчитываете(убираете) по одной конфете двигаясь от 10 к 1.
4. Заготовьте карточки с цифрами или пишите их на доске, земле, песке и т.д.
— Сколько просит цифра 1? Ответ: один камушек/предмет. Предложите ребенку положить один предмет рядом с цифрой 1 и т.д.
5. Для узнавания цифры, если у ребенка с этим проблема, каждую новую цифру лепите из пластилина/глины/теста, рисуй на бумаге, земле, песке.
6. Используйте ладошки, как весы для усвоения понятий "больше", "меньше". Там где больше, ладошка опускается, а где меньше, там выше относительно другой ладошки. Дошкольник может выкладывать эту зависимость с помощью предметов и знаков на столе.
7. Равенство. Сформируйте две одинаковые по количеству части. Например: 5 бусинок слева и 5 бусинок справа.
— Это поровну? Да! Если я уберу слева 1 бусинку, то чтобы стало поровну, что тебе надо сделать?
— Убрать тоже одну, — говорит ребенок и делает это руками.
Здесь неважно количество предметов, здесь важно понимание равенства: "Если я добавлю в левую часть одну бусинку, то чтобы равенство сохранилось, надо тебе тоже добавить одну бусинку.
8. "Пишите" своим пальцем нежно и ласково ребенку на спине цифры, геометрические фигуры! Ребенок не видит то, что вы пишите, его тело чувствует, а мозг воспроизводит. Начинайте с точки, линии. Далее геометрические фигуры, а потом и цифры.
— Что я сейчас написал на спине?
— Треугольник!
Если ребенок не узнает предмет, то напишите на тыльной стороне его ладони с проговариванием: "Смотри, линия, линия, линия, получился треугольник", а потом проговорите этот же алгоритм, рисуя треугольник на спине ребенка.
Начинайте с самого простого. Позвольте ребенку "писать" и на вашей спине тоже.
9. Играйте с пальчиками. Покажи "два" одной рукой. Ребенок показывает два пальца на одной руке. А теперь покажи "два" пальца двумя руками. Ребенок показывает один палец на одной руке и один на другой руке.
Все предложенные упражнения разнообразят процесс обучения, сделают его увлекательным и привнесут много радостного в вашу совместную жизнь.
начало (продолжение следует)
Статьи на любой вкус. Подпишись и читай.
Мои книги в электронном и печатном варианте.
Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas
Василакий Ирина Родионовна
Источник: