психология

Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.

Начальные математические представления развиваются с опорой на окружающий ребенка мир, части тела, сравнение предметов по форме, размеру, цвету.

Пальцы были изначально самым доступным способом пересчитывания. Это нормально, если ребенок считает с помощью собственных пальцев. С помощью пальцев легче усвоить состав числа, разложение числа на части, изучить и запомнить таблицу умножения. Не игнорируйте и не запрещайте этот естественный способ счёта.

Как только знание состава числа станут устойчивыми и легко воспроизводимыми, ребенок откажется от счета на пальцах.

Упражнения, которые увлекут ребенка и создадут ситуацию успеха.
 

1. В песочнице, на лужайке, вы можете спрятать игрушки, предложив ребенку найти их, пересчитывая.

2. Расположившись с комфортом на дачном участке, вы можете наблюдать за тем, как ребенок отыскивает игрушки спрятанные вами заранее слушая ваши указания: "Сделай два шага налево, теперь три шага прямо, потом повернись направо и сделай еще один шаг и т.д."

3. Пересчитывайте яблоки, фрукты, конфеты:

— Если к одной конфете я прибавлю еще одну, то станет больше или меньше?

— Сколько конфет? Две! Чтобы стало три, надо добавить или убрать? Начинайте с 1 конфеты и добавляя по 1 конфете дойдите до числа 10.

— Сколько конфет? Десять! Чтобы стало меньше, надо добавить или убрать? Чтобы стало восемь, надо добавить или убрать? Вы отсчитываете(убираете) по одной конфете двигаясь от 10 к 1.

4. Заготовьте карточки с цифрами или пишите их на доске, земле, песке и т.д.

— Сколько просит цифра 1? Ответ: один камушек/предмет. Предложите ребенку положить один предмет рядом с цифрой 1 и т.д.

5. Для узнавания цифры, если у ребенка с этим проблема, каждую новую цифру лепите из пластилина/глины/теста, рисуй на бумаге, земле, песке.

6. Используйте ладошки, как весы для усвоения понятий "больше", "меньше". Там где больше, ладошка опускается, а где меньше, там выше относительно другой ладошки. Дошкольник может выкладывать эту зависимость с помощью предметов и знаков на столе.

7. Равенство. Сформируйте две одинаковые по количеству части. Например: 5 бусинок слева и 5 бусинок справа.

— Это поровну? Да! Если я уберу слева 1 бусинку, то чтобы стало поровну, что тебе надо сделать?

— Убрать тоже одну, — говорит ребенок и делает это руками.

Здесь неважно количество предметов, здесь важно понимание равенства: "Если я добавлю в левую часть одну бусинку, то чтобы равенство сохранилось, надо тебе тоже добавить одну бусинку.

8. "Пишите" своим пальцем нежно и ласково ребенку на спине цифры, геометрические фигуры! Ребенок не видит то, что вы пишите, его тело чувствует, а мозг воспроизводит. Начинайте с точки, линии. Далее геометрические фигуры, а потом и цифры.

— Что я сейчас написал на спине?

— Треугольник!

Если ребенок не узнает предмет, то напишите на тыльной стороне его ладони с проговариванием: "Смотри, линия, линия, линия, получился треугольник", а потом проговорите этот же алгоритм, рисуя треугольник на спине ребенка.

Начинайте с самого простого. Позвольте ребенку "писать" и на вашей спине тоже.

9. Играйте с пальчиками. Покажи "два" одной рукой. Ребенок показывает два пальца на одной руке. А теперь покажи "два" пальца двумя руками. Ребенок показывает один палец на одной руке и один на другой руке.

Все предложенные упражнения разнообразят процесс обучения, сделают его увлекательным и привнесут много радостного в вашу совместную жизнь.

начало (продолжение следует)

Статьи на любой вкус. Подпишись и читай.

Мои книги в электронном и печатном варианте.

Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas

 

Василакий Ирина Родионовна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...