психология

Техника арт-терапии «Рассказ в картинках»

С самого начала своей психологической практики, применяю арт-терапию, как одно из самых экологичных направлений психотерапии и психологической коррекции с детьми и взрослыми.

 Крайний пятилетний опыт работы кризисным психологом убедил меня в том, что арт-терапия имеет колоссальный ресурс, а во многих случаях является единственным уместным.

На протяжении четырёх лет моими клиентами были люди с « травмой войны» разной степени тяжести и, естественно, со своей историей жизни до травмы.

Учитывая менталитет страны, ментализацию людей, ситуацию в которой оказались мои клиенты, уровень недоверия к психологам оказался чрезмерно высоким.

Группы взаимоподдержки и индивидуальное консультирование отличались от нормативных, прописанных в книгах до 2014 года. Приходилось придумывать что-то новое, действенное в сложившейся ситуации. Удивительно хорошо прижилась форма проведения групповых встреч с использованием арт-терапии.

Таким образом, родилось большое количество универсальных техник, которыми охотно делюсь на своих обучающих курсах.

Практически все они эффективно работают с разными запросами.

«Рассказ в картинках» —

техника, которую я и мои коллеги используют с успехом,  уже более трёх лет, с детьми, подростками и взрослыми.

Фотографии, приведённые в публикации, сделаны во время обучающих модулей авторского курса и не являются клиентскими.

В основе данной техники лежит одна из разновидностей кляксографии.

Проводится индивидуально и в группе.

Возраст: от 5 лет и старше (младшие дети могут выполнять совместно с родителями).

Рекомендуется применять не ранее 2-й, 3-й встречи с психологом.

Время: 60 мин

Инструментарий: пластилин, пряжа несколько цветов, акварель, ёмкость для разведения акварели (палитра или неглубокая тарелка), лист бумаги А-3, ножницы, гелевые ручки (можно фломастеры или карандаши), ножницы.

Цель: снятие мышечного напряжения, снижение уровня тревоги, отреагирование эмоций, развитие творческого потенциала, развитие мелкой моторики, нормализация эмоционального состояния, диагностика.

Этапы работы.

1 этап – создание яйца

2 этап – создание отпечатка (выкатывание яйца)

3 этап  — создание образов

4 этап – рассказ по картинкам

Рефлексия.

Инструкция:

Предложите клиенту наблюдать за своим состоянием во время выполнения заданий. 

Выберите цвет пластилина, который соответствует вашему состоянию в данный момент (возможен вариант, когда предлагаем выбрать цвет, который наиболее приятен). Вылепите из, выбранного вами пластилина, яйцо (размер определите самостоятельно).

    Оберните получившееся яйцо пряжей, так, как захотите, как будет для вас хорошо (если пряжа есть в ассортименте, предложите клиенту выбрать по цвету или по структуре) Выберите цвет, который вам сейчас наиболее приятен (нравится). Можно смешать в палитре несколько, придя к желаемому результату. Окрасьте созданное вами яйцо в подготовленной краске так, чтобы пряжа впитала цвет (для этой цели хорошо подходит одноразовая посуда).

3. Работаем с листом А-3. Необходимо закрасить лист, оставляя следы от яйца, его оттиски.

Предстоит будто « выкатать» яйцо, рисуя на листе спираль. Делать это лучше, вращая яйцо и оставляя отпечаток каждой стороной яйца. Начинайте движение с левого верхнего угла к правому, постепенно, круг за кругом, приближаясь к середине. Делайте витки спирали, максимально приближенными друг к другу.

    Проведя по 2 вертикальных и горизонтальных линии, разделите лист на 9 равных частей. Запомните очерёдность и месторасположение каждой картинки (для удобства, сделайте нумерацию каждого фрагмента карандашом)

3

7

2

5

8

1

6

9

 

    Рассмотрите отдельно каждый пронумерованный лист с разных ракурсов. Среди оттисков, оставленных яйцом, найдите образы, картинки, которые вам что-то или кого-то напоминают. При помощи гелевых ручек, фломастеров или карандашей, дорисуйте их — создайте увиденные вами образы.

 

6. Разложите картинки согласно нумерации. Опираясь на образы, придумайте историю.

История должна развиваться, согласно нумерации. Начинается с картинки №1, завершается №9. Дайте название своему рассказу.

Интерпретацию  результата работы, проводим по принципу проективных методик. Исходим из того, что ( по вертикали) левая сторона листа – прошлое, правая – будущее, центр – настоящее. Низ листа – действия, центр (по горизонтали) – эмоции, верх – мысли, фантазии. Обращаем внимание на то:

    Какая часть наиболее задействована?В какой части больше, в какой меньше образов? Каких?Какова общая энергия и настроение картинок, рассказа?

Примерный список задаваемых вопросов:

    Как вы себя чувствуете сейчас?Какие эмоции, чувства испытываете?Нравится ли результат?Соответствует ли ожиданиям?Как вы реагировали на пластилин?Тяжело или легко вам было его мять?Какие были ощущения в теле?Как реагировали на пряжу?Как её выбирали (по какому принципу)?Как реагировали на смену заданий (когда только что изготовленное яйцо необходимо было закрыть пряжей)?Как реагировали на то, что пряжу необходимо было окрасить?Что нравится? Что не нравиться? Что хотелось бы изменить, добавить?Какие чувства и эмоции были во время работы? Как менялось ваше состояние?Почему для вас было важно сделать именно так?

Например: —  Почему для вас было важно закрасить это место красным цветом?  — Почему для вас было важно оставить это место чистым и т.д.?

    Про что эта история для вас?Чему эта история вас учит?

В моей практике был случай, когда клиентка, отвечая на вопросы, сказала о том, что это была когда-то её история, а сейчас это история её повзрослевшей дочери. Сама история, на тот момент, подсказывала ей, что нужно дать возможность дочери жить своей жизнью и заняться ей, наконец-то, своей личной жизнью. В данном случае, это был переломный момент в терапии.  

Арт-терапия это всегда взаимодействие с нашим бессознательным. Именно поэтому данная техника наполнена символизмом:

    яйцо – символ жизни, рождения, продолжения жизни;шерсть – защита (потребность, необходимость или умение самостоятельно отстаивать свои позиции);

По характеру выполнения работы, наблюдая за тем, как клиент располагает нити на яйце (аккуратно, тщательно, небрежно, хаотично, многослойно, чрезмерно или редко и т.д.), можем предполагать об уровне тревожности клиента, о стратегиях поведения, о потребностях и его отношении к ним, умении самостоятельно отстаивать свои позиции и т.д.;

    «выкатывание» — избавление от негатива (в народных сказках, наливное яблоко,катившееся круг за кругом по тарелке или серебренному блюдечку показывало то, что не доступно взору «здесь и сейчас»)отпечаток, оставленный след – идентификация с собой « Я- есть»Рассказ начинается с картинки №1- действия в прошлом, заканчивается №9 – действия в будущем (наш прошлый опыт начинается с действия – рождение; сейчас, работая мы предпринимаем действие, результаты которого мы ожидаем получить в будущем).

Выводы: данная техника интересна и многогранна. В зависимости от цели, которую вы поставите, она может быть объёмным диагностическим  инструментом, а также развивающим, коррекционным или терапевтическим. При любом варианте, техника способствует развитию творческого мышления  и мелкой моторики рук, снимает напряжение, помогает человеку понять  своё состояние на момент «здесь и сейчас»,  проговорить о своих потребностях.

 Некоторые из  вопросов, на которые можно получить ответы в ходе работы с клиентом:

    Эмоциональное состояние клиентаВ чём нуждается человекНаличие и сила его собственного ресурсаУровень способности адаптироваться к изменяющимся условиям, обстоятельствамСпособность человека отпускать прошлое или, напротив, постоянно возвращаться к немуНаличие травмирующего опыта, обидСтратегии поведения клиента

Техника «Рассказ в картинках» способствует формированию уверенности, активизирует процесс самопонимания и принятия себя, своих потребностей.  

 

 

Трухан (Сафронова) Анна Валерьевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...