Наступает момент в консультировании, когда консультант считает необходимым обратить внимание клиента на нестыковки, противоречия, несостоятельность в его убеждениях или поведении.
Техника конфронтации может применяться в случаях:
— противоречий в поведении;
— противоречий в убеждении;
— уклонения от темы.
Как вести себя консультанту (психотерапевту), чтобы техника принесла пользу и была выражена в наиболее экологичной форме?
Почему я задаю этот вопрос? Потому что в момент конфронтации с клиентом консультант вступает в противостояние с клиентом (точнее будет сказать с его убеждениями или поведением).
1. Нельзя применять конфронтацию на ранних стадиях консультирования:
Основной момент, на который стоит обращать внимание – это своевременность. Нельзя применять эту технику на ранних стадиях консультирования. Между вами и клиентом должно сформироваться минимальный уровень доверия, чтобы конфронтация возымела действие.
2. Не следует использовать технику для наказания:
Не следует злоупотреблять сформированным доверием, чтобы побольнее «ткнуть» в самое больное место, оставив клиента с утверждением в мысли, что: «ох, самые сильные удары мы получаем от тех, кому больше доверяемся». В психологическом консультировании, как и в коучинге, доверие – это важный ресурс позитивного исхода совместной работы.
3. Необходимо понимать для чего я применяю эту технику:
Это касается применения любой техники как в коучинге, так и в консультировании. Не стоит применять технику, если вдруг появилась неловкая пауза и вы решили так «развлечь» клиента. Захотелось вдруг поставить тройные кавычки вокруг слова «развлечь».
Также малопродуктивным будет подход использования техники в качестве метода «случайного тыка», а вдруг что-нибудь найду. Похоже на гопника ))
Если вы проверяете гипотезу в консультировании, то это проверка гипотезы, а не случайное зондирование.
4. Не стоит применять эту технику слишком часто:
Это правило вытекает из понимания необходимости поддержания доверия между консультантом и клиентом. Вы, как консультант, не можете предугадать на все 100% возможную реакцию клиента. Ну признайтесь, ведь не можете?
И даже разовое применение техники влияет на ваши взаимоотношения.
Конфронтация, на мой взгляд, это попытка обратиться ко взрослой, рациональной части клиента. И может последовать на какое-то время нарушение коммуникации, если в транзакции клиент хочет, например, оставаться в позиции ребёнка, а вы пытаетесь его перевести в позицию взрослого. Несмотря на то, что вроде бы, уделили до этого достаточно времени, вместе исследуя Ребёнка.
Слишком частое применение техники может разрушить коммуникацию между клиентом и консультантом.
5. Применять без агрессии и категоричности:
Применять эту технику стоит в максимально уважительной манере. На мой взгляд, японская культура, наиболее полно раскрыла в себе понимание этого принципа. «Другой самурай ни в коем случае не должен потерять лицо».
Агрессия вынудит клиента защищаться и окончательно закроет доступ ко взрослой части личности.
Категоричность не оставит возможностей выхода, отступления, что в восприятии клиента создаст образ ситуации как угрожающей.
6. И самое главное – нельзя нарушать механизмы защиты:
Нельзя нарушать механизмы защиты, если клиент не готов. Как можно проверить, что включаются определённые механизмы психологической защиты? Конечно, в первую очередь – их необходимо знать и представлять, как они проявляются в психической жизни.
Если вы подводите клиента к теме и обнаруживаете сильное сопротивление, то спросите себя, а может и клиента – а готов ли клиент сейчас идти в эту область для исследования? Предупредите клиента об этом, что в любой момент он может сказать: «Я не хочу сейчас идти в эту область, я не готов». Это его право и его границы. Только в этом случае клиенту будет комфортно во время терапии.
***
Техника конфронтации не особенно часто применяется в психологическом консультировании. Поделитесь своим опытом, очень интересно!
Вы можете записаться ко мне на консультацию или коучинг по телефону (есть ватсап): 8 (902) 070-4879, подробнее смотрите на сайте: http://davidenko.planerka.info/
Сергей Давиденко
Источник: