психология

техника Сократического диалога

                Сократический диалог.

Как вы думаете, что такое сократический диалог? И где он применяется?

Везде – это точно! В семье, в продажах, переговорах, в управление, в терапии. В психологии есть направление когнитивная терапия, с помощью задавания вопросов, заставить клиента мыслить и этим он сам может решить свою проблему. Техника сократического диалога – это техника задавания вопросов, как партнёра по общению подвести к общему мнению. Сократический диалог – это не метод убеждения, это метод поиска истины. Вспомним теорию Берна, структуру личности: Родитель – Взрослый – Дитя.  Какой части личности мы задаём вопросы?  Взрослой.  Какая часть личности может думать? Взрослая.  Если мы ребёнку говорим: «Нужно мыть руки перед едой.» К какой части личности мы обращаемся? Детской. Из родительской в детскую. Какие эмоции мы вызываем? Раздражение, протест.  Мы вроде говорим прописные истины, нужно мыть руки перед едой. Но он из вредности руки мыть не будет.

Очень хорошо техника Сократического диалога описана в книге М.Е. Литвака «Из Ада в Рай» в разделе о когнитивной терапии. Как с помощью логики и ума подвести человека к нужному вам выводу.

  Умение задавать вопросы или сократический диалог — это искусство или даже технология, которые необходимы любому человеку, общающемуся с людьми.

Было ли у вас такое, что человек отстаивает своё мнение и не реагирует на ваши логические доводы. Ему необходимо отстоять свою позицию, а не доискаться до истины. С позицией спорить бесполезно. Тогда только остаётся амортизация. «Да, ты прав. А я видимо в этом вопросе ещё не разобрался. Пойду разбираться.» В данном случае ваша задача сохранить свою энергию и не тратить силы напрасно.

 А сейчас приведу пример сократического диалога, в котором Сократ подвёл своего собеседника к мысли, что не надо обращать внимание на мнение большинства неспециалистов. А надо обращать внимание на одного авторитета, который является специалистом в этом вопросе. Что я хочу продемонстрировать вам. Форму (технологию) ведения дискуссии и содержание диалога. Содержание тоже важно для нас, когда нам мешает мнение людей ничего не значащих в нашей жизни.

Пример из "Критон" Платон   

«О, милый, Критон! Давай вернёмся к вопросу о мнениях и посмотрим, хорошо ли мы говаривали, неоднократно, что на одни мнения следует обращать внимание, а на другие нет. Люди утверждали, что изменения, какие бывают, одни следует, а другие не следует высоко ценить. Скажи, Критон, ради богов! Разве это не хорошо было говорено? Правильно ли по твоему, Критон, говорят люди, что одни мнения следует уважать, а другие нет? Да, Сократ верно! Значит, Критон хорошие мнения нужно уважать, а другие нет? Да, Сократ.  Хорошие мнения – это мнения разумных людей, а дурные не разумных?  Ну а как же иначе? Да! Скажи, Критон, а как мы решали такой вопрос: тот, кто занимается гимнастикой, обращает внимание на мнения: похвалу или порицание всякого? Или только на мнение одного: врача или учителя гимнастики? Конечно, его одного! Значит ему нужно бояться порицания или радоваться похвалам того одного, а не всех? Ну, очевидно! Стало быть, он должен блюсти своё тело – упражняясь и есть, и пить, как кажется, одному тому, кто к этому делу представлен и понимает в нём, а не так как это кажется всем остальным? Это верно, Сократ! Хорошо, Критон! А если он этого одного не послушается и не будет ценить его мнение, а будет ценить слова большинства или тех, кто ничего не понимает, не потерпит ли он какого-нибудь зла? Конечно, потерпит! А какое же это зло, Критон? Чего оно касается? Из того что принадлежит ослушнику? Очевидно, тела! Ведь он же его и разрушает. Ты хорошо говоришь, Критон! Уж не так ли в остальном, чтобы не перечислять всех случаев».

 Ну как? Какова структура диалога? Чтобы овладеть техникой сократического диалога, что нужно? Без общего мировоззрения и образования, логики не получится.

Сократический диалог – исключительно удобная техника в общении с сотрудниками, с умными подчинёнными, когда есть время и не аврал, и с детьми, и в других случаях. А в какой момент можно вести сократический диалог с вашим ребёнком или сотрудником? Когда вам захотелось? Или когда захотелось вашему ребёнку? Когда захотелось ребёнку. Когда у него возникла проблема и он обратился к вам за советом. Какую ошибку допускают родители? Вот они видят, что дети приносят гадкие оценки из школы или не моют руки перед едой. И тогда родители начинают читать нотации. Что нужно делать? Первое, думайте о детях хорошо. Сами справятся. Нужно закрыть свой рот. Дать детям возможности наломать дров. Пусть они наделают ошибок, когда им всего 5-10 лет, а не когда им 40. И в это время не портить с ними отношения. А когда они обратятся к вам за помощью, вот тогда вы им про Сократа и сократические диалоги расскажете. Адлер сказал: «Что учёба будет полезна только тогда, когда обучающийся видит применение её, именно, сейчас.  Если ученик умный он будет видеть далеко, а если дурачок, то перед носом. Подстраивайтесь под интеллект человека.

Первый шаг в диалоге – это согласие. Это важно, согласие смягчает диалог.  А потом обращаемся к уму собеседника — прибавляем вопрос.

Начинать лучше с письменной формы. Если предстоят важные переговоры, то лучше прописать предполагаемый диалог.

Любой процесс жизни можно разбить на технические составляющие. Давайте разберём алгоритм действий при ведении сократического диалога.

    Создать проблему партнёру. Анекдот. Приходит молодой учитель географии работать в школу. Директор ему даёт самый проблемный класс. Начался урок. Учитель в класс. Директор у двери подслушивает. В классе шум – гам. Через 5 минут тишина и так до конца урока. Директор потом у учителя спрашивает, как он справился с этим трудным классом. Он рассказывает: посмотрел я на детей, дети, как дети. Я их спрашиваю, вы умеете презерватив на глобус натягивать? Они мне: «А что такое глобус?» Ну, я им и рассказал, про географию!В голове нужно иметь примерную концепцию вывода, к которому вы хотите подвести собеседника и приблизительный алгоритм, по которому вы собираетесь это проделать. (помимо, этого нужно быть умным человеком и хоть как-то разбираться в этом вопросе). Если идёте на важные переговоры пропишите себе тезисы. И к важным переговорам нужно готовиться.Нужно знать с кем ты беседуешь. Представлять уровень интеллекта собеседника и его интересов, чтобы иметь возможность подстроиться под него снизу. Ему будет приятно поучить кого-то. Если я разговариваю с ребёнком, то я должна говорить на языке его интересов. Если я разговариваю с начальником, то я конечно разговариваю на уровне его интересов. То есть говорить на языке собеседника.Задать вопрос в общей формеПовтор ответа плюс, если можно согласиться (ответ+согласие). Если нельзя согласиться со всем ответом, то соглашаетесь с какой-то частью ответа.Задать другой вопрос, который показывает, что его ответом всю проблему решить не удастся.

Как вы думаете, во всех ли случаях применим сократический диалог?

 Этот алгоритм применим только при условии, если вы хотите доискаться до истины, а не отстоять свою позицию или выработать новое решение, которое устраивает обе стороны, третье решение. То есть если у вашего партнёра по беседе позиция, то сократический диалог не поможет. Тут применима другая техника –амортизация. Нужно уйти от спора и сохранить свою энергию, так как к общему мнению прийти не удастся.  Вашему собеседнику во чтобы ни стало нужно отстоять своё мнение и плевать ему на истину.

   Самое главное самому не иметь позиции. И уметь в нужный момент, узнав новую информацию, аргументы здравого смысла или в поменявшейся ситуации, изменить своё мнение. Но многие люди не настолько психологически гибкие. Им кажется, что их мнение самое верное и самое важное.

 

Сократический диалог – это когда мы стимулируем инициативу собеседника, моя задача в существенном для меня моменте перетащить партнёра на свою сторону. А если на вас нападают, то есть ещё одна техника – это психологическое айкидо, технология ухода от конфликта по несущественным для меня поводам. Автор М.Е. Литвак.

Леонова Светлана Николаевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...