Применяется для психотерапии посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, жертв насилия, катастроф и стихийных бедствий, а также при фобиях, панических и диссоциативных расстройствах.
Техника показала высокую эффективность у ветеранов военных конфликтов, которые в ходе терапии смогли освободиться от тягостных навязчивых мыслей и воспоминаний, кошмарных сновидений и других проявлений ПТСР.
Содержание техники:
Шаг 1. Идентифицировать проблему.
Выяснить содержание травматического эпизода.
Поставить отрицательный якорь.
Шаг 2. Выяснить ситуацию травматического эпизода, когда человек еще был в безопасности.
Шаг 3. Выяснить ситуацию травматического эпизода, когда человек был уже в безопасности.
Шаг 4. Помочь человеку создать два стоп кадра: первый – “еще в безопасности”, второй – “уже в безопасности”.
Шаг 5. Психолог даёт инструкцию: “Итак, мы имеем видеопленку, на которой записан травматический эпизод. Начало видеофильм с ситуации, где Вы еще в безопасности, завершение ситуацией, когда Вы уже в безопасности. Сейчас мы несколько раз в разном направлении и с разной скоростью просмотрим этот видеофильм. Представьте перед собой телевизор с видеомагнитофоном, для того, чтобы я понимала, как Вы смотрите этот видеофильм, положите руку на мое колено. Одно нажатие вашей руки – будет означать включение видеомагнитофона, два нажатия – выключение. Своей рукой на другом колене я буду отбивать ритм скорости прохождения пленки. Будьте внимательны, прокручивайте в своем воображении изображение с такой скоростью, которую я буду задавать. Итак, начинаем!
Шаг 6. После нажатия рукой на колено (включения видеомагнитофона), психолог отбивает средний темп просмотра эпизода. Получив сообщение (два нажатия рукой) о завершении просмотра, психолог говорит, что пленка перематывается на исходный этап (в начало видеофильма) и второй раз будет просматриваться с ускоренным просмотром.
После «включения», психолог задает ритм со скоростью в 2 раза большей, чем в первый раз. После завершения просмотра, переходит в начало кассеты для третьего просмотра, со скоростью пленки, аналогичной скорости ее перемотки без просмотра. Для помощи восприятия, человеку произносится звук «вж-ж-ж-жик» и с такой же скоростью проводиться в горизонтальной плоскости рукой (этот элемент дает стимул психики к стиранию — свертыванию информации).
Шаг 7. Делается три аналогичных прогона видеокассеты, только с окончания изображения – в начало.
Шаг 8. Экологическая проверка. По итогам всех шести прогонов, запрашиваем, как вспоминается травматический инцидент. Воспоминания должны стать затертыми, менее значимыми. Для усиления контроля результата, возобновляем первый, сделанный в самом начале отрицательный якорь. Состояние должно существенно не измениться.
Шаг 9. Подстройка к будущему.
«Теперь, та энергия, которая провоцировала этот флэшбэк, высвободилась, а это значит, что твое бессознательное уже может знать, каким образом оно использует эту энергию во благо тебе».
Случай из практики:
По просьбе одного из офицеров о психологической помощи его супруге, я не задумываясь ответила согласием.
Предыстория для понимания ситуации: 1 августа 2003 года в городе Моздок произошел терракт в военном госпитале. Начинённый взрывчаткой армейский грузовик «Камаз» протаранил ворота и взорвался возле здания госпиталя. Число погибших составило 52 человека.
Травматический эпизод я прорабатывала с Т., медсестрой отделения, рядом с которым произошел взрыв от въехавшего Камаза со смертником (женой офицера).
На беседе Т. была очень тревожной, часто вздрагивала от незначительного шума, рассказала, что в состоянии тревоги ей не хватает воздуха, будто она задыхается. На рисунках рисовала здания в огне или просто огонь и черный дым. По рекомендациям врачей принимала легкие седативные средства без влияния на психику, объясняя мне тем, что так «хоть как-то получается уснуть без снов».
Шаг 1. Идентифицировать проблему
Для переработки травматической ситуации мы совместно с Т. выяснили содержание травматического эпизода.
Т. видела как Камаз, въехал на территорию госпиталя и как его обстреливал кто — то из военнослужащих. Не успев ничего сообразив, буквально за доли минуты произошел взрыв.
«Оглушающая, сметающая все волна страха прокатилась по телу и застряла в горле криком… Но думать о себе было некогда, в госпитале находились раненные и многие из них были лежащие, поэтому отойдя от грохота и найдя в себе силы, я побежала искать выживших через дымовую завесу…».
Я поставила отрицательный якорь на ситуации самого пика страха.
Шаг 2. Выяснить ситуацию травматического эпизода, когда человек еще был в безопасности.
Выявили первую ситуацию безопасности — до въезда Камаза на территорию госпиталя.
Шаг 3. Выяснить ситуацию травматического эпизода, когда человек был уже в безопасности.
Выявили вторую ситуацию безопасности – первый шаг на порог дома.
Шаг 4. Помочь человеку создать два стоп кадра: первый – “еще в безопасности”, второй – “уже в безопасности”.
Четко и ярко представили оба эпизода.
Шаг 5. Просмотр видеопленки травматического эпизода от первой ситуации безопасности до второй в заданном темпе.
Т. три раза с разной скоростью просмотрела травматический видеофильм. Первый раз она настолько сильно сжала мое колено, что я подумала, что у меня останутся синяки.
При первом просмотре в медленном темпе Т. была крайне напряжена и тяжело дышала. Столкнувшись с ситуацией страха, она на мгновение зажмурила глаза и задержала дыхание, но просмотр не остановила и досмотрела до конца.
Второй раз Т. просматривала ситуацию в быстром темпе, по темпу дыхания я поняла, что она немного расслабилась.
Шаг 6. Перемотка без просмотра.
Как только я взмахнула рукой и произнесла «вжжжжик», Т. вздохнула и сказала, что ей легче стало дышать.
Шаг 7. Просмотр травмирующего эпизода с окончания изображения – в начало.
По окончанию просмотра Т. сказала, что теперь она может дышать полной грудью.
Шаг 8. Экологическая проверка.
Я уточнила у Т., как сейчас она ощущает воспоминания о травмирующей ситуации.
Воспоминания стали менее значимыми. Для усиления контроля результата, я возобновила первый, сделанный в самом начале отрицательный якорь на страхе. Состояние Т. значительно улучшилось, она не задыхалась от страха как в самом начале.
Шаг 9. Подстройка к будущему.
Т. успешно использовала технику для проработки своей проблемы с травмирующим событием и теперь не испытывает чувства задыхания при тревоге.
Имеющиеся опыт использования, предложенной техники обладает сильным положительным воздействием и способностью эффективно помогать клиентам с психотравмирующими ситуациями и не сопровождается отрицательными последствиями.
Петко Людмила Юрьевна
Источник: