психология

Тема жизни и смерти в работе с подростками. Из опыта.

"Жизнь — смерть — жизнь" —  вечный круговорот К.П. Эстес

В 2017 году, когда началась волна суицидальных попыток и завершенных суицидов среди подростков я работала в одной из общеобразовательных школ города Тюмени и благодарила Бога и себя за наличие у меня дополнительного образования психолога консультанта в гештальт-подходе, а также личного психолога. Целыми днями три месяца подряд я консультировала только на тему жизни и смерти… Это было тяжелое испытание моего профессионализма и эмоциональной устойчивости. Как оказалось многим детям и подросткам есть что сказать и почувствовать на эту тему! 

Тема смерти повсюду…

С темой жизни и смерти — экзистенциальной темой, вечной темой, все чаще стали приходить на консультации подростки. Этому способствует множество факторов, начиная от особенностей подросткового возраста и размышлений о своем предназначении, смысле жизни и заканчивая пропагандой в социальных сетях самоповреждающего поведения, отсутствия жизненных ценностей. 

Тема жизни и смерти окружает нас повсюду: опавшие (умершие) листья в осеннем парке, "убежавшие" хомячки и собаки в детстве, "уехавшие" бабушки и дедушки. В современном мире подростка из темы смерти окружает следующее: компьютерные игры с наличием множества жизней, социальные сети, пропагандирующие аутоагрессивное поведение через околосуицидальные группы ВК, Instagram и пр. (через: татуировки, пирсинг, голодание, порезы тела, суицид), телевидение, с наличием околосуицидального видео ряда (в музыкальных клипах: полет с крыш, самоповреждение, насилие и пр.), друзья и одноклассники, с наличием суицидальных мыслей и/или суицидального поведения, известия из соседних школ об очередном суициде.

Обсуждение темы смерти дома

Страшно, больно, стыдно, обидно говорить о смерти… Сразу всплывают картины прошлого, люди, эмоции, переживания и тут уж не до поддержки подростка и его становления в этой сложной теме! самому родителю поддержка требуется…

Вот так обычно и происходит. Тема смерти дома как правило вытесняется, подавляется, обесценивается. Страх смерти силен, а рассказать подростку о том, что все мы когда-то канем в небытие и это может случиться даже прямо сейчас по независящим от нас причинам не смотря на то, что в нашей семье не курят и пьют фильтрованную воду… подкашиваются коленки. Однако переживание, проживание страха смерти, осознание положения вещей рядом с эмоционально устойчивым человеком и есть та необходимость за которой приходят к психологу.

Почему школьный психолог и экзистенциальные темы не совместимы?

В моем профессиональном опыте школьные психологи как правило не берутся работать с такой экзистенциальной темой как жизнь и смерть. Данная тема требует не только знаний, опыта, но и большого количества времени на одного ребенка (что в условиях современного образования непозволительная роскошь). Помимо этого, чтобы свободно говорить о теме жизни и смерти с подростками или взрослыми людьми нужно уделить ей много времени и средств, проработать себя в этой теме и свои эмоции. Редко кто из системы образования посещает личного психолога или супервизии для коррекции своей профессиональной консультативной деятельности. 

Чем может помочь школа?

Классный руководитель может подсказать особенности ситуации в классном коллективе, социальный статус вашего ребенка, особенности его взаимодействия со сверстниками.

Психолог в школе может помочь заметить изменения в поведении ребенка, настроении, наличие суицидальных высказываний в речи, поделиться контактами коллег, которые работают в медицинских учреждениях, детских центрах, занимаются частной практикой.

Медик в школе может помочь заметить изменения в весе ребенка, самочувствии, наличие следов самоповреждения на теле (во время мед осмотра этому уделяется пристальное внимание). 

Что же делать?

    Наблюдать за эмоциональным состоянием подростка, начиная с 11-12 летБыть в доверительных отношениях с подросткомНаблюдать за социальными сетями подростка, быть подписанным на его страничкиУточнять у классного руководителя, психолога, медика состояние подростка и наличие "тревожных звоночков"Знать общую ситуацию в классном коллективеЗнать контакты специалистов к которым можно обратиться при необходимости (чтобы не искать в торопях): педагог-психолог, семейный психолог, психиатр, наркологПри необходимости самим обратиться к психологу для обсуждения больных ситуаций из прошлого, связанных с темой жизни и смерти

Юлия Сергеевна Шумкова

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...