Теория архетипов Карла Густава Юнга.

Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг, помимо психиатрии занимался изучением мифологии и оккультизма и некоторое время посвятил изучению медиумов и состояния транса. Докторская диссертация Юнга «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» содержит анализ измененных состояний сознания, трансовых состояний психики в сравнении с патологическими нарушениями – галлюцинациями и помраченным состояниями ума. Юнг заметил, что у пророков, поэтов и религиозных деятелей наблюдаются психические феномены, похожие на те, что встречаются у людей, переживающих психическое нездоровье, вследствие которого происходит раскол личности при психическом заболевании. Но Юнг отметил и качественное отличие подобных явлений, которые навели его на размышления о том, что медиумы, пророки и мистики прикасаются к чему-то иному, «священному пламени», что собственные мысли у них смешиваются с более глубинными построениями, происходящими как будто бы от другой личности, но сознание может управлять и интегрировать эти явления, придавая им религиозную или художественную форму. Наблюдая у таких людей особую интуицию, значительно превосходящую сознательный ум, возникали гипотезы о том, что медиумы и поэты улавливают некие первообразы, которые впоследствии были названы Юнгом архетипами коллективного бессознательного (др-греч. ἀρχέτυπον — первообраз). 

Архетипы влияют на сознание, но не определяются им, являются людям в сновидениях, а сновидения – это королевская дорога в бессознательное, о чем говорил еще З. Фрейд в «Толковании сновидений». 

Архетипы имеют общечеловеческий характер и встречаются на протяжении всей истории. Эти структуры присущи всем народам, всем этносами и выделяются в сюжетах волшебных сказок, художественных произведениях, в мифах и символах. 

Выделяют архетипы, связанные с образами персонажей мифов и сказок, архетипы, отражающие различные ситуации и архетипы, передающие цель и цели личностного развития. 

Архетипы – это самостоятельная часть личности, возникающая и проявляющаяся на интуитивном уровне и не требующая научения. Они обладают целостностью, включающей как позитивные, так и негативные аспекты, это самостоятельная часть психики, обладающая собственными характеристиками, в совокупности присущая только одному виду, т.е по структуре один архетип отличен от другого и уникален, активен и проявляется вне осознания, интуитивно познается, вследствие чего может поглощать сознание человека в случае отождествления личности с архетипом, из-за чего возможно поглощение личности бессознательным, может искажать собственные намерения и сознательные действия человека. Архетип – древняя структура, появляющееся у человека до периода детства. Архетипы помогли Юнгу выстроить теорию о коллективном бессознательном. 

Количество первообразов коллективного бессознательного довольно обширное. Юнг очертил основные типы в своих трудах, которые мы будем рассматривать в дальнейшем.

(Использованы работы К.Г. Юнга «Архетип и символ», «Душа и миф: Шесть архетипов») 

Коновалова Ирина

Источник: www.b17.ru