психология

Терапия или не терапия.

Терапия или не терапия.

Арт-терапия уже давно у всех на слуху, хотя метод относительно новый. Многие направления психотерапии используют творчество в качестве инструмента, обладающего терапевтическим эффектом.

Впервые термин «арт-терапия» употребил Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с больными туберкулезом. В процессе лечения занятие творчеством помогало процессу и занимало ключевую роль. В 20-е годы ХХ века Птицхорн провел классическое исследование творчества пациентов, страдающих психическими заболеваниями разной степени тяжести, и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты.

Также весомый вклад творчества в психотерапевтический процесс поддерживают и сторонники классического психоанализа. В США Маргарет Намбург занималась обследованием детей в психиатрическом институте штата Нью-Йорк, которые имеют поведенческие отклонения, а позднее разработала несколько обучающих программ для специалистов с использованием терапии искусством в психодинамическом подходе. Основная идея данных исследований опирается на идеи Фрейда о том, что бессознательные процессы находят свое отражение в образах и символах, а искусство является ярким подтверждением данной теории. Так же пациент не всегда способен выразить вербально то, что происходит в его внутреннем мире, а рисунок позволяет это сделать, даже если клиент не обладает высокохудожественными навыками. Хотя сам Зигмунд Фрейд не использовал в своей работе терапию искусством. Однако, ученик Фрейда Карл Гюстав Юнг, родоначальник аналитической терапии, как раз наоборот, предлагал выразить в рисунке свои мечты и фантазии, и идеи Юнга сильно повлияли на развитие терапии искусством.

На данный момент арт-терапию можно разделить на два направления.

Первое направление. Сторонники подхода Эдит Крамер — профессор университетов Нью-Йорка и Вашингтона, почетный доктор искусствотерапии Норвичского университета (Вермонт), член Всемирной ассоциации искусствотерапии, автор книги «Арт-терапия в детском сообществе». Она рассматривала искусство как самодостаточное лечебное средство. Сторонники этого направления считают, что именно занятие творчеством является тем самым инструментом исцеления, которое может полностью заменить психотерапию.

Второй подход разделяют сторонники Маргарет Намбург, они считают, что занятие искусством является вспомогательным средством в процессе терапии. Специалист использующий арт-терапию обязан иметь солидную клиническую подготовку.

На данный момент арт-терапия используется и как самостоятельное направление, и как дополнение к различным психотерапевтическим школам. Ее используют в психодинамических направлениях. Так, одним из направлений, в котором рисунок занимает очень важное место — это символдрама, также ее используют и в гештальттерапии, позитивной психотерапии, транзактном анализе, семейной системной терапии и многих других современных методах. Творчество является универсальным инструментом, и в умелых руках может творить настоящие чудеса.

Направления арт терапии

Арт-терапию можно условно разделить на 4 больших направления.

Изотерапия. Изотерапия включает в себя все связанное с визуальным искусством: это рисование, лепка и создание инсталляций. В качестве самовыражения используются всевозможные материалы, карандаши, фломастеры, цветные ручки, всевозможные краски, глина, пластилин, тесто, природные материалы и прочее.Музыкотерапия. Это игра на классических музыкальных инструментах, а также на всем том, что может издавать звук, банки, бутылки, металлические предметы и прочее.Танцевально-двигательная терапия. Использование в качестве инструмента собственное тело и движение, как под музыку, так и без музыки.Драматерапия. Это театральные постановки.

 

Также рассматривается не только непосредственное участие клиента в процессе создания творческих продуктов, но также созерцание уже готовых работ. То есть активная арт-терапия, где клиент создает работу, и пассивная где клиент является зрителем. Очень часто в процессе просмотра театральных постановок, мультфильмов, кинофильмов, прослушивание музыкальных произведений и созерцание различных шедевром визуального искусства можно наблюдать различные терапевтические эффекты такие как катарсис и инсайт. Даже после просмотра мультфильма, взрослый человек в момент особых душещипательных сцен, которые каким-то образом соотносятся с личной историей клиента, может расплакаться или переосмыслить некие события своей жизни.

 

Как работает арт-терапия.

Основным терапевтическим эффектом обладает именно процесс творчества. Как клиент готовится к процессу, как создает свое произведения и что потом происходит в процессе между клиентом и терапевтом. Важность терапевтических отношений сложно отрицать, так как демонстрация своего произведения тоже является частью процесса.

Что является ключевым в терапевтическом процессе:

Процесс самовыражения. Для некоторых клиентов этот процесс является очень сложным и вызывает достаточно сильную фрустрацию. Во-первых, очень часто в прошлом клиента родители и другие значимые взрослые совершали эмпатические ошибки, особенно когда оценивали творчество в детском возрасте, и если на одного клиента это не оказало серьезного воздействия, то на другого человека это может повлиять достаточно сильно. Тут играет роль и особенность нервной системы и характера. Во-вторых, включается классическое сопротивление «Я не умею рисовать!»Состояние. Процесс творчества, особенно когда человека увлекает этот процесс, погружает в измененное состояние сознание, которое очень ресурсное. В этом процессе клиент отвлекается от навязчивых мыслей и тревог, учится контролировать импульс или, наоборот, отпускать его. Многие клиенты описывали процесс творчества, как будто они потеряли контакт с реальностью и находились совершенно в другом месте, испытывали сильные положительные эмоции.Обратная связь. После того как клиент создал свою работу, идет процесс вербализации, где клиент описывает то, что он создал, какие эмоции испытывал и о чем был для него это процесс. В арт-терапии интерпретация не имеет особого значения, очень важно какой смысл вложил клиент в это процесс, какие переживания происходили и что происходит с ним сейчас.Саморегуляция. Клиент может использовать арт-терапию как инструмент самопомощи. Если в процессе взаимодействия с терапевтом удалось достичь хорошего эффекта, например, тревожный пациент в процессе рисования испытывает легкость и расслабление, значит в качестве домашнего задания может использовать тот же прием в домашних условиях.

 

На данный момент арт-терапия активно развивается и вбирает в себя в новые инструменты и технологии, для того, чтобы заниматься арт-терапией клиенту не нужно ни умения рисовать, ни умения играть на музыкальных инструментах, никаких других навыков, достаточно просто начать. А сам арт-терапевт должен создать атмосферу максимальной надежности и защищенности, это то самое пространство, в котором происходит рождение творчества. Метод арт-терапии считается самым безопасным, и практически, не имеет ни противопоказаний и ограничений. Очень важно, чтобы сам арт-терапевт имел высокую квалификацию, владение одной из арт-терапевтической модальности — живопись, музыка, танец или театр, а также базовое психологическое или медицинское образование, а также солидную психотерапевтическую подготовку.

Арт-терапия используется не только в психотерапевтическом процессе, но имеет достаточно широкое применение в педагогике, дефектологии, саморазвитии и самопознании, а также в бизнесе

Перепелица Олег Анатольевич

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...