психология

Традиционный брачный ритуал как средство психологической поддержки

В наше время  отношение к браку потеряло прежнюю определённость — люди обходятся и без этого, что он дает и так ли он нужен? Какую задачу он решает в современной культуре, если и мужчины, и женщины на равных учатся и  работают, имеют собственное имущество и банковские счета, если существует свобода  выбора партнёра или партнёров, если детей, рождённых вне брака, больше не считают незаконнорождёнными, не лишают имущественных и политических прав, а  регистрация брака кажется атавизмом?

В психоаналитическом смысле традиционный брак — это зрелый бессознательный выбор в пользу генитальной сексуальности, шаг в сторону от инфантильных инцестуозных влечений, и всего "прекрасного", что с ними связано, прежде всего, от разной тяжести невротических состояний. Под инцестуозностью здесь понимается не сознательное желание инцеста, а бессознательное влечение к нему, которое может как-то контролироваться (внешне тли внутренне), а может выйти из -под контроля, нанося вред социально-психологическому состоянию субъекта. Брак является проверенным культурным институтом, надежным ритуалом, который обеспечивает итрапсихическую цензуру, спасает от возврата культурно недопустимых вытесненных содержаний  и, тем самым, может стать защитой от невроза и других тяжелых видов социального «безумия». В этом его несомненная психологическая полезность, и потому даже сегодня миллионы людей ежедневно совершают этот важный ритуальный шаг, хотя меньше всего, пожалуй, они сознательно озабочены именно этой (психологической) стороной дела.

Но именно сегодня, в силу ослабления религиозной, законодательной и материальной необходимости, брак становится все менее эффективным и в своей психологической полезности. Вероятность инфантильной регрессии существует всегда, поскольку обострение инфантильных травм приводит к возврату вытесненных содержаний, и любой  брак может быть нарушен и разрушен. Фрейд полагал, что второй брак прочее первого, так как в первом происходит проработка влечений и выбор второго брачного партнера происходит с учетом как первого (матери) так и второго.(отца) объектов инфантильных влечений. Но это  в лучшем случае. К чему может привести полный отказ от брачных традиций и о чем он свидетельствует с точки зрения состояния культуры?

Согласно классическому психоанализу, отказ от инцеста (сексуальной связи) и убийства членов своего тотема стал основой человеческой культуры – эти запреты формируют содержание символического Закона, смысл которого отражен и в реальном законодательстве. С незапамятных времен существуют институты, его гарантирующие, брак — один из них. Если важные культурные институты разрушаются, сама культура претерпевает существенные изменения, прежние институционные гарантии «нормальности»  для ее субъектов ослабевают и должны замениться новыми.

Исторически первым брачным институтом был групповой брак, в котором практиковался иной способ отказа от инцеста: тотемическая группа делилась на материнскую (женско-детскую), и мужскую (братскую), в которую входили все мужчины и подростки мужского пола с определенного возраста. Внутри тотемической группы браки были запрещены независимо от кровной связи, групповые браки осуществлялись между мужскими и женскими группами разных тотемов. Это была культура матриархата, в ней наследовался тотем матери, отцы имели вспомогательную роль, так как внутри племени основные хозяйственные функции возлагались на мужчин своего тотема – сыновей, братьев, дядей.

В более современной нам патриархатной культуре доминировало отцовское право,  традиционно практиковалась прямая передача невесты от отца к мужу, прямая санкционированная замена ицестуозного объекта на культурно допустимый. Это соответствует бессознательному процессу отказа от инцеста у девочек  — либидинозный переход от материнского объекта к отцовскому, с желанием иметь ребенка от отца, который в зрелой постэдипальной стадии заменяется желанием иметь ребенка от мужчины, заменяющего отца. Для мальчиков этот процесс связан с отказом от желания иметь ребенка с матерью в страхе быть кастрированным отцом и соотносится  с одним из способов вступления в мужскую иерархию, обретения своего места в ней.

Однако в настоящее время культурные ритуалы патриархата вытесняются, что связано с тем, что  обновляется, находит себе место и применение матриархатная культура, которую можно обнаружить в множестве явлений, включая разнообразные внебрачные формы сожительства, смену пола ( в основном, мужчинами),  гомосексуальные браки, и тд. Во многих странах эти новые формы обретают законодательную и ритуальную поддержку, но  все еще не являются общепризнанным  признаком «нормальности». Это связано и с психологическими рисками для тех, кто в  эти отношения вступает.

Альперн Людмила Ильинична

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...