психология

Трагические сценарии и суицидальные решения

В транзактном анализе, благодаря концепции жизненного сценария, можно безопасно для пациентов/клиентов исследовать самые ужасные формы расплаты за свой сценарий: суицид, убийство и сумасшествие.

Сценарии, имеющие такие исходы, называются гамартическими (из поэтики Аристотеля "роковая ошибка"). Холлоуэей в 1973 году назвал эти три события аварийными люками. Он считал, что люди с гамартическими сценариями оставляют за собой право прибегнуть к этим выходам в случаях непереносимых жизненных обстоятельств. Для людей с таким сценарием характерно умышленное или лучше сказать выученное поддержание запаса плохого самочувствия, чтобы сохранять доступность трагического сценария даже при отсутствии сложных жизненных обстоятельств.

Если выразиться проще, то наша детская часть рассуждает следующим образом:    "Если в жизни будет плохо, то я всегда смогу убить себя/убить другого/сойти с ума".

В данной статье хочется рассмотреть именно аспекты суицидального поведения. В статье Carr S. and Francis A. (2009) "Childhood maltreatment and adult pesonality disorder symptoms in a non-clinical sample" содержится обширный литературный обзор, доказывающий зависимость суицидального поведения и/или предрасположенности к нему от сложных эмоциональных переживаний в детстве, и затем возникающую психопатологию у взрослых. Транзактный анализ теоретически объясняет эту связь с помощью концепции ранних решений.

Эта концепция говорит о том, что суицидальные мысли и действия основываются на ранних решениях человека. Суицидальное решение является определяющим фактором суицидальной личности и может рассматриваться как основной триггер суицидального поведения . Этим можно объяснить, почему один человек, находясь в депрессии совершает суицид, а другой — нет. 

Боб и Мэри Гулдинги (1978) считали, что каждый человек в детстве принимает долгосрочные решения о своей последующей жизни. Эти решения определяют, как человек думают, чувствует и поступает в различных ситуациях и взаимоотношениях на протяжении всей своей жизни.

Ребёнок принимает такие ранние решения, чтобы выжить физически и психологически в том окружении, в котором он оказался в детстве. По мере того как ребёнок растёт, его окружение постепенно меняется по мере того, как он сам становится более сильным и компетентным. И так во взрослом возрасте человек достаточно силён и может контролировать свою жизнь.

Но зачастую происходит, что нашая внутренняя среда не изменяется, и в определённые моменты выплёскивается наружу.

Итак, суицидальные решения:

1)"Если ты не изменишься, я убью себя"

Человек может угрожать суицидом в попытке заставить других измениться. Человек рассматривает суицид как метод решения проблем. Причиной начать действовать согласно своему решению является то, что он не получает чего-то важного, чего он хочет.

2)"Если всё стает слишком плохо, я убью себя"

Важно знать, что именно для человека с таким решением является "слишком плохо", тогда становится понятно, при каких условиях возможен суицид.

3)"Я покажу тебе, даже если это меня убьёт"

В данном случае суицид основан на позиции бунта и подразумевает месть.

 

4)"Я заставлю тебя убить меня"

Такое решение характерно для солдат-добровольцев. Также человек может провоцировать оппонента в случаях даже домашних конфликтов. Случается, что люди с таким решениям могут и оказать сопротивление полицейским, после чего оказываются застреленными. 

5)"Я убью себя под видом несчастного случая"

 Имея такое решение, человек постоянно подвергает себя риску, чтобы рано или поздно погибнуть. К ним относятся некоторые спортсмены и каскадёры. 

6)"Я буду пытаться умереть, чтобы заставить тебя полюбить меня"

Это решение похоже на 1. Особенностью этой группы связана с узкой концентрацией на попытку изменить человека в русло любви к себе.

7)"Я убью себя, чтобы причинить тебе боль" 

Здесь также достаточно понятно, что суицид предназначен для причинения боли другому человеку.

 

Если у кого-то из вас были суицидальные мысли, то напишите, к какой группе решений они относились. Как менять эти решения, как узнать родительские послания, которые формируют данные решения, или как формируются данные решения и многое другое будет раскрыто в будущих публикациях при вашей активности.

Прилепский Никита Олегович

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...