психология

Трудные подростки

Трудные подростки

Подросток – ещё не взрослый, но уже и не ребёнок, промежуточное звено, наполненное повышенной возбудимостью, гормонами, болезненной самооценкой и частыми упрёками в ущемлении их прав со стороны взрослых.

Чтобы ни говорил родитель или любой взрослый человек подростку, это будет восприниматься им с предубеждённостью ко всему сказанному. 

На любое слово или действие со стороны родителя у тинэйджеров есть своё «исключительно правильное», часто безапелляционное мнение. 

Подростковый этап взросления осложнён не только гормональными изменениями в организме человека, но и процессом отделения (болезненным для всех членов семьи) подросшего поколения от родительского для получения собственного жизненного опыта. 

Очень часто для отделения от семейной системы подросток выбирает обесценивание родительского жизненного опыта и сценария семьи. 

Обесценивание – это своеобразная форма обезболивания чувств, к которой чаще всего склонны люди с зависимым поведением или дисфункциональными отношениями в семье. Довольно часто присутствуют оба пункта без слова «или». 

По-другому отделяться от семьи больно и страшно, иногда ещё и невозможно, т.к. в семейном сценарии дисфункциональных отношений не предусмотрены другие способы отделения, кроме обесценивания ближнего своего…

И поэтому «я обесценю всё, что говорит мама/папа (и прочие ранее важные члены семьи) и поступлю наоборот. А ещё пойду на улицу без шапки и назло Вам отморожу себе уши.

Грустно, но очень многие подростки так рассуждают. А родители приходят на консультацию, полные тревоги, страха и бессилия. 

До момента обращения к специалисту можно попробовать следовать нескольким пунктам, приведённым ниже: 

— в первую очередь, слушайте своего ребёнка ежедневно, что бы он ни говорил Вам, главное действие – это слушать, не перебивая, не включаясь чувствами, которые могут спровоцировать конфликт. 

Прерванный на полуслове, тинейджер может расценить это как пренебрежение его мнением или обесценивание его чувств и потребностей, и закрыться от Вас навсегда. 

Ваше драматичное поведение, усиленное криками, упрёками, истерикой и слёзами вызовут у подростка исключительно агрессивную реакцию и злость, маскирующие его чувство вины, страха и собственной неполноценности. 

— старайтесь предъявлять свои чувства и мысли ребёнку в уважительной форме, говорите о себе от первого лица, выражая исключительно собственное эмоциональное состояние, связанное с ситуацией.

— если подросток не готов Вас слушать, не давите на него, возьмите паузу и дождитесь, когда он проживёт свои чувства и будет готов общаться, обговорите сроки и форму диалога, чтобы удобно было обоим сторонам.

— не включайте гиперконтроль, проверяя карманы подростка и читая его переписку в социальных сетях, соблюдайте личные границы своего ребёнка. 

Неуважительное поведение отвернёт ребёнка от Вас, и вернуть его доверие будет крайне сложно. Гиперконтроль может спровоцировать обратную реакцию в виде злости и гнева, чувство уязвлённости и обиды. 

— старайтесь в любой ситуации найти компромисс, общайтесь на любую тему, не должно быть табу и запретов на общение. Общайтесь на равных, избегайте поучительного тона и навязывания своего мнения. 

— честно говорите с подростком про его возможности, обязанности и последствия его поступков, это касается абсолютно всех ситуаций. 

Обговорите варианты поощрений и наказаний, их форму, после чего можете заключать устный договор и обязательство его соблюдения обоими сторонами. Намного полезнее договариваться, чем воевать или обороняться.

Берегите себя и своих близких!!

Дьякова Наталия Павловна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...