психология

«Вертолетное родительство»

Термин «вертолетное родительство» («Helicopter Parenting») впервые ввел Хайм Дж. Джайнотт в 1969 году. Это родители, которые чрезмерно сосредоточены на своих детях, они берут на себя чересчур большую ответственность за опыт своих детей и, в частности, за их успехи или неудачи. Такие родители, будучи не просто «ответственными родителями», слишком контролируют детей, чрезмерно защищают и излишне стараются сделать их самих и их жизнь лучше.

Что заставляет родителей «парИть»? (Или «пАрить»? )

— страх перед тяжелыми последствиями («второй год» в школе, отсутствие работы в будущем… каждый может вставить свое…) Но, со слов Д. Гильбоа, многие из последствий, которые родители пытаются предотвратить – не несут опасности для жизни и сами по себе являются отличными учителями для детей;

— чувство тревоги. Беспокойство по поводу любых жизненных проблем (не обязательно связанных с ребенком) может побудить родителей взять на себя контроль, полагая, что они могут уберечь своего ребенка от разочарований;

— сверхкомпенсация. Взрослые, которые чувствовали себя нелюбимыми, пренебрегаемыми или игнорируемыми в детстве, могут решить, что постоянный контроль за своими детьми поможет исправить недостатки, которые допустили их собственные родители;

— давление со стороны других родителей. Когда мы наблюдаем, как другие родители погружаются в жизнь своих детей, то это заставляет нас делать то же самое, иначе мы можем почувствовать, что мы — плохие родители.

Каковы последствия?

Многие родители-вертолеты имеют благие намерения. И действительно, активное воспитание детей имеет много преимуществ для ребенка, таких как чувство признания к родителям, укрепление уверенности в себе, возможности для роста, предоставляемые родителями. Но проблема в том, что мы не знаем, как поведут себя дети, если мы не рядом и не руководим каждым их шагом. Неудачи и проблемы учат детей новым навыкам и, самое главное, учат детей, что они сами могут справляться с неудачами и проблемами. Основное послание: «Мои родители не доверяют мне делать это самостоятельно», и это приводит к неуверенности.

Какие еще последствия вызывает чрезмерно контролирующее воспитание?

— Исследование, проведенное в Университете Мэри-Вашингтон, показало, что контролирующее воспитание связано с более высоким уровнем детской тревожности и депрессии.

— Неразвитые навыки преодоления трудностей. Если родитель всегда рядом, чтобы навести порядок в детском беспорядке (или предотвратить проблему), то как ребенок научится справляться с потерей, разочарованием или неудачей? Исследования показали, что «вертолетное» воспитание может заставить детей чувствовать себя менее компетентными в самостоятельной борьбе со стрессами жизни.

— Чувство права. Дети, чьи родители всегда устраивали их социальную, учебную и спортивную жизнь, могут привыкнуть к этому, и считать, что у них есть право на то, чтобы кто-то устраивал их жизнь.

— Неразвитые жизненные навыки. Родители, которые всегда завязывают обувь, чистят тарелки, упаковывают завтраки, стирают одежду и следят за успеваемостью в школе, даже после того, как дети умственно и физически способны выполнить задание, не дают своим детям овладеть этими навыками самостоятельно.

Как же мы можем любить своих детей и заботиться о них, не ограничивая их способность изучать важные жизненные навыки?

Это очень сложная работа. С одной стороны, нам важно отслеживать состояние и благополучие ребенка, с другой – постоянно думать о том, какие бы черты мы хотели видеть в них, когда они станут взрослыми. Это связано с некоторыми страданиями… Детям НАДО бороться и разочаровываться, а взрослым в случае неудачи — помогать им преодолеть это. Это значит — позволить детям выполнять задачи, на которые они способны физически и умственно, это поможет им вырасти уверенными в себе.

Теперь точка зрения А. Кона из его одноименной статьи. Он писал, в основном, о больших детях, старшеклассниках и учениках колледжа. Оказывается, «вертолетное родительство» не так уж и распространено — только 13 процентов первокурсников колледжей и 8 процентов пожилых людей сказали, что родители часто вмешивались в их дела, чтобы помочь им решить проблемы.

Далее, исследование взрослых детей 2012 года показало, что частое участие родителей, включая широкий спектр поддержки, было связано с улучшением самочувствия молодых людей. Поддержка от родителей (не только деньги) может быть полезной, если она не чрезмерна, когда студенты заканчивают учебу с неопределенными перспективами трудоустройства.

А. Кон делает следующие выводы: хорошее воспитание детей заключается не столько в том, чтобы заставить своего ребенка быть независимым в определенном возрасте, сколько в том, чтобы реагировать на потребности конкретного ребенка. И порой связь с родителями, их поддержка и, возможно, даже вмешательство, становятся гораздо более важными для успеха детей, чем их самостоятельность и независимость.

То есть более важно не «позволять детям самим а затем «выгонять их из гнезда» и требовать, чтобы они все делали самостоятельно, а РЕАГИРОВАТЬ на то, что НУЖНО ребенку. Это может быть право принимать решения. Но это также может быть постоянная тесная связь с мамой и папой».

И общий вывод от А. Кона: «вертолетное родительство» не настолько распространено и не настолько вредно, как это принято сейчас считать, поэтому не всегда надо осуждать чрезмерно контролирующих родителей, важно помочь им понять настоящие потребности своего ребенка ,и пойти им навстречу, быть смелыми и слушать свое сердце.

 

Калинина Светлана Витальевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...