психология

Вкратце про причины появления анорексии

Чаще всего, причины анорексии кроются в слишком контролирующем поведение родителей, когда родители слишком сильно хотели “вырастить достойного человека” и  дали ему слишком мало свободы для того, чтобы ребенок смог научится принимать решения самостоятельно. Без возможности экспериментировать и без освоения мира путем проб и ошибок ребёнок не может научиться правильно делать выбор во взрослой жизни, т.к. у него вырабатывается привычка не слушать свои желания, свои чувства, а слушаться старших. Такое послушание, чаще всего, достигается за счет привития чувства вины или стыда, которое возникает у ребенка, если он “недостаточно хорош”.

Для того, чтобы не чувствовать свои желания и свои чувства, а ориентироваться на советы родителей ребенок вынужден анестезировать свои чувства и желания. Чувства, эмоции — это не только психические реакции, это всегда еще и запрограммированные физиологические (мышечные и гормональные) реакции на внешние раздражители. Каждое желание и чувство ребенка подталкивает его к тем или иным действиям на рефлекторном уровне. Например, при страхе, возникает инстинктивное желание пригнуть голову, ссутулится, спрятаться, защититься, при ненависти возникает инстинктивное желание уничтожить объект ненависти, при горе — желание поплакать, при радости — бегать и кричать и так далее. Из-за того, что ребенку при том или ином выборе приходится отказываться от своих желаний и чувств, происходят мышечные спазмы, т.к. мышцам приходят сигналы (нервные и гормональные) на выполнение программы, которые соответствуют наличествующей эмоции. Но чтобы не выполнять эту программу (в случае социальных запретов на проявление тех или иных эмоций) происходит постоянная коррекция действия противоположными мышцами. Например, если по программе необходимо поднять руки, то задействуются мышцы на поднимание рук, и (в случае запретов на эту эмоцию) тут же задействуются мышцы на опускание рук, чтобы не допустить поднимание рук и проявление данной эмоции. В случае постоянного негативного эмоционального фона появляется постоянное напряжение мышц, поэтому движения становятся напряженными и резкими. В результате этого напряжение растет неудовлетворенность и психологический дискомфорт, который в результате приводит к :

    неудовлетворенности своим телом, т.к. тело дает напряжение и неудовлетворенность жизнью,апатию, когда ребенок устает от постоянной борьбы со своим телом, которое требует исполнения своих желаний,

При дальнейшем росте напряжения и апатии пропадает страх смерти и появляются мысли о суициде, настолько невыносимой становится жизнь ребенка. При этом такой послушный ребенок привык слушаться родителей и доверять им. Родители часто не понимают апатичность ребенка и считают, что ребенок просто недостаточно сильно контролирует свои чувства.

Чтобы не пойти на суицид ребенку приходится увеличивать анестезию своих чувств и своего тела. И когда стоит вопрос выбора в сложной, неизвестной или неопределенной ситуации, ему становятся недоступны ориентация на свои чувства и ребенок начинает ориентироваться на мнения “важных” людей. В детстве — это желающие добра родители, в школе — это желающие добра друзья или авторитетные личности, во взрослой жизни — это желающие добра руководители или другие уважаемые личности. В результате у ребенка формируется отказ от ориентации на свои чувства и желания, и ориентация на мнение социально-уважаемых личностей или идей, это может быть фанатичное желание похудеть или иные фанатичные идеи.

Далее происходит внутреннее отдаление от родителей, т.к. ребенок интуитивно чувствует, что его напряжения увеличивается в присутствии родителей. При этом, за счет своей инфантильности (т.к. у ребенка нет навыка принимать самостоятельно решения), ребенок привязывается к родителям, т.к. ему необходима финансовая поддержка и советы родителей при принятии решения в ситуациях неопределенности.

Такая психика готова к появлению РПП, алкоголизма, наркомании, фанатизма и других зависимостей, которые помогут снять мышечное напряжение. Ребенок, которые не умеет ориентироваться на свои чувства и желания часто становится сторонником родительских ценностей, и из-за этого его интересы часто расходятся с интересами социума, в котором он растет. В результате он лишается поддержки сверстников (это бывает часто, но далеко не всегда). В результате появляется чувство одиночества и желание интегрироваться в социум любыми способами.  Похвали, принятие и одобрение со стороны родителей у таких детей является большим дефицитом. Если на горизонте появляется идея о том, что быть худой — это решение всех проблем с принятием социума, тогда ребенок цепляется за эту идею. Вначале он действительно находит подтверждение этой идее, когда начинает слышать комплименты и похвалу. В этот момент идея о том. что “чем я худее, чем я лучше” приобретает статус абсолютно верной истины.

Дальше уже зависит от степени заморозки ребенком своего тела и чувств. Если они сильно заморожены, тогда ребенок легко реализует идею об “абсолютной худобе” применяя “силу воли”. Если тело не сильно “заморожено”, тогда чувства не дают реализовывать идею об “абсолютной худобе” и расстройство пищевого поведения начинает метаться между худобой и перееданием. Это может быть переход в булимию, в чередование анорексии, булимии, компульсивного переедания.

Клюев Андрей Александрович

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...