психология

Воспитание эмоций

Курсы молодых родителей, беседы с родственниками и уже родившими мамами, изобилие информации в Интернете, тематическая литература — к моменту рождения малыша современные мамы полностью вооружены арсеналом важных знаний, заметками в смартфонах, закладками в интернет-браузерах и списком телефонных номеров ближайших развивающих центров.

Давление общества формирует установку: мы должны дать нашим детям все. И порой следование этой установке ведет к явному перегибу, когда родители пытаются взвалить на хрупкие детские плечи действительно ВСЕ.

Говорить на двух и более языках в семье — не проблема! Путешествия? Отлично!
На дачу к бабушке, в недельный турецкий «олинклюзив», галопом по европам или сразу через океан — ребенок должен увидеть мир. Это ничего, что режим нарушен, и не важно, что малыш устал — зато родителям на душе спокойно, ведь они приложили все усилия для развития любимых чад, поскольку «после трех будет уже не поздно». Они тратят последние средства и силы, чтобы дети с рождения обучались всем возможным наукам и спортивным дисциплинам.

Но проходит время, капризы и агрессию ребенка уже не удается списать на прорезающиеся зубы, колики или кризис взросления. Родители отправляются тратить оставшиеся от репетиторов и секций деньги на психологов. И неожиданно узнают, что для воспитания гармоничной личности нужно немного сместить фокус с интеллектуального и физического развития на развитие эмоциональное. Пришла пора позаботиться о том, чтобы все возможности современного мира пошли ребенку на пользу, а не навредили.

Важность эмоции

Каждый час и даже каждую минуту человек испытывает гамму самых разных эмоций.

А попробуйте представить мир маленького ребенка, где каждое впечатление несет в себе информацию, в миллион раз большую, чем для взрослого человека. Эмоциональный фон ребенка может меняться моментально под воздействием таких впечатлений, при этом малыш не понимает, что же происходит с его настроением. Такой эмоциональный разброс пугает родителей, возможно, провоцируя на агрессивные реакции. Развитый эмоциональный интеллект позволит избежать подобных проблем, даст ребенку и родителю возможность понимать и слышать друг друга и сознательно управлять своими чувствами.

Кризисы взросления

Высокий уровень развития эмоционального интеллекта поможет малышу преодолеть кризисы — социальные, возрастные и личностные. Ведь по сути кризисы — неизменная и нормальная составляющая процесса взросления, неизбежность, с которой приходиться столкнуться ребенку и родителям в любом случае.

Рассмотрим социальный кризис. Периодически ребенок попадает в новое для него окружение или коллектив -будь то переход в новую школу или знакомства на детской площадке. Уровень психологического напряжения в этом случае колоссальный, и если не уделить должного внимания подготовке ребенка, то возможна вероятность психологической травмы.

Для начала нам нужно сформировать положительный эмоциональный фон ребенка с помощью удовлетворения его базовых потребностей — в безопасности и защите, в принятии и любви. Без этого ребенок не будет испытывать эмоциональный комфорт в новом коллективе и у него не возникнет интереса к новым знаниям и умениям.

Чувство защищенности и безопасности формируется в первую очередь с помощью стабильного режима дня. Помните, что разнообразие впечатлений может не только расширить кругозор ребенка, но и навредить. Зачастую такая перегруженность пагубно сказывается на распорядке дня, лишая ребенка ощущения предсказуемости и спокойствия. Как следствие — возникают откаты в развитии, тревожность, плаксивость и истерики, которые кажутся родителям беспочвенными.

Поэтому безусловное принятие ребенка и умение понимать его потребности — основные моменты, которые должны учесть родители для помощи ребенку в периоды социальной адаптации и возрастных кризисов. Важно слушать и слышать
ребенка. Слышать — это значит обращать внимание на то, что скрывается под верхушкой айсберга. Не только смотреть на поверхностные негативные проявления характера, но и попытаться понять их истинную причину. За агрессией часто скрываются боль и непонимание, стремление быть услышанным или желание обратить на себя внимание. Начинать разбираться в проблеме нужно всегда с вопроса: «Почему это происходит с моим ребенком? Что на самом деле скрывается в его душе за этим видимым негативным проявлением?» А причина у такого поведения есть всегда.

Удовлетворив базовые потребности, услышав все скрытые страхи и желания ребенка, можно приступить к развитию эмоционально-социальных навыков ребенка. Такие навыки следует включить в ежедневный быт семьи: учим детей представляться и знакомиться, просить помощи у окружающих, следовать правилам и инструкциям, концентрироваться на задаче, принимать отказ, поддерживать или выражать несогласие, извиняться, управлять своими негативными и даже позитивными эмоциями, принимать конструктивную критику. Без этих навыков процесс адаптации в новом коллективе может сильно затянуться или привести к ссорам, конфликтам со сверстниками и негативным эмоциям дома.

Учимся, играя

Процесс обучения социальным навыкам будет легким и интересным, если включить в него сюжетно-игровую составляющую. С этой задачей справятся специально разработанные игры, игрушки и пособия по развитию эмоционального интеллекта. Вот несколько простых игр, в которые вы можете попробовать поиграть со своими детьми дома прямо сейчас или ввести в ежедневный распорядок дня.

1. Игра на осознание эмоций и их проявлений в теле человека. Предложите ребенку написать, что происходит с его телом, когда он чувствует разные эмоции (страх, радость, испуг, удивление и т.д.) по шаблону: «Когда я чувствую страх, мои глаза…».

2. Игра «краски эмоций».
Разложите краски и объясните малышу, что каждый цвет отражает определенную эмоцию, вместе запомните эти цвета. Предложите раскрасить какую-нибудь фигуру, например, сердце, теми красками, цвета которых преобладают в эмоциях ребенка в данный момент.

3. Игра «дерево с яблоками». Нарисуйте дерево, на его ветвях и под ним расположите яблоки. Предложите ребенку вписать в яблоки на дереве те эмоции, которые ему нравятся, а в упавшие яблоки — те, от которых малыш хотел бы избавиться.

4. Игра с браслетами на осознание своих чувств и причин их возникновения. На тонких цветных полосках бумаги вместе с ребенком напишите тезисы «я чувствую гнев, потому что… (поссорился с одноклассницей)», «я чувствую радость потому, что… (наконец встретился с бабушкой)» и т.д. Из бумажных колец составьте цепь, наглядно символизирующую эмоциональный фон ребенка.

Элина Тарутина

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...