психология

Вот такие они, подростки.

                                        Вот такие они, подростки.

     Много написано  про этот особый – подростковый возраст.  Каждый человек по – своему преодолевает его, но, бесспорно то, что это один из самых ярких периодов в жизни любого человека. Подростковый возраст – важный и трудный период в человеческой жизни. Подростку предстоит нелегкая задача – стать взрослым человеком, вступить в «большой мир», найти в нем свое место. Подростковый возраст предшествует периоду юности.

    В специальной литературе подростковый возраст обозначается разными названиями: «пубертатный», «переходный», «пустыня отрочества», «период бури и натиска», «возраст второй обрезки пуповины», «критический». Разные названия отражают разные стороны происходящего в жизни подростка перемен, что дает основание рассматривать подростковый возраст как достаточно сложный и противоречивый. В противоречивости подразумевается сосуществование позитивных и негативных проявлений.

     Позитивные проявления подросткового возраста 11-15 лет:

— сильное стремление к самостоятельности и ее утверждение в деятельности, поведении и отдельных поступках;

— качественное развитие отношений с окружающими;

— расширение сферы деятельности;

— стремление осознать свое «Я»;

— формирование критического отношения к себе и окружающим;

— усиление потребности в сравнении себя с другими;

— открытость к новому;

— эмоциональная восприимчивость.

Негативные проявления подросткового возраста 11-15 лет:

 -дисгармоничность в строении личности;

— поведение, носящее характер протеста по отношению к взрослым;

— подверженность быстрой смене настроения;

— неадекватная, неустойчивая самооценка.

      В.А. Сухомлинский отмечал в особенностях подростков такие качества, как:

— непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетание с неумением разобраться в сложных жизненных ситуациях  — с другой.

— подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания.

— подростки четко улавливают фальшь, болезненно реагируют на несправедливость.

— подросток хочет быть личностью, совершить что-нибудь  героическое.

— у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью возможностей сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений.   

     У подростка, по мере его созревания, уходит детская простота отношений, взаимная доверчивость. Общение мальчиков и девочек приобретает некоторую напряженность, которая со временем смягчается.

     Наиболее уязвим подросток в 11-13 лет. Ребенок растет. Гормональная перестройка, происходящая в  организме ребенка,  влияет на его эмоциональное состояние. А быстрый рост тела и внутренних органов делают его более уязвимым к физическим нагрузкам, стрессам. Часто дети этого возраста  страдают метеочувствительностью, повышенной утомляемостью, перепадами настроения. В этот период может снизиться мотивация к учебе в школе,  ухудшиться  успеваемость.

    Критичность данного возраста связана и с недостаточным жизненным опытом. Подросток  испытывает   интерес ко всему новому,  испытывает потребность в самоутверждении, но не знает,  как этого можно  добиться и может попасть в беду. Он еще не готов в достаточной мере оценить угрозы внешнего мира, не всегда может  справиться с трудностями и проблемами, встающими на его пути.             Присущая  возрасту 11-13 лет эмоциональная восприимчивость и ранимость, подверженность резкой смене настроения,  уязвимость самооценки  делают его жизнь сложней. Взрослые не всегда понимают, что происходит с ребенком: только что спокойный и покладистый ребенок вдруг начинает дерзить родителям; сын предпочитает уединиться  в своей комнате, отказываясь от совместного просмотра фильма;  дочь без особых, казалось  бы причин, плачет, срывается на крик, замыкается в себе…

   Ребенок взрослеет и это проявляется в его потребности в большей свободе, независимости, в признании его прав, в уважении. Проблемой родителей часто является неспособность увидеть в своем ребенке эти новые проявления взрослости и принять их должным образом. Часто родители пытаются общаться с подростком, используя прежние методы, когда ребенок был маленьким, а они для него были непререкаемым авторитетом. Теперь авторитетное мнение все чаще принадлежит другу Ване или соседскому Паше, а не маме с папой.

    Если родители продолжают оставаться ригидными и продолжают взаимодействие с подростком на прежнем уровне, то неизбежны конфликты, непонимание, ведущие к напряжению в отношениях взрослых и ребенка, к утрате доверия между ребенком и родителями.

    Стиль взаимоотношений с родителями в этот период оказывает большое влияние на развитие личности подростка и становление его отношений с другими людьми.

    В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся более уверенными в себе. Повышается их выносливость к физическим и психическим нагрузкам. Они лучше учатся и, при правильном обращении,  с ними легче ладить и родителям и учителям.

     Младшие подростки  наиболее восприимчивы к такому стилю отношений, когда взрослый проявляет инициативу, задавая тон, но при этом позволяет ребенку самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения, не устанавливая пошагового контроля. 
Такой стиль воспитания называется демократическим и, по результатам исследований К. Левина, является наиболее эффективным в деловом, учебном общении между взрослыми и детьми. Благотворно влияют на отношения поколений и расширение  полномочий ребенка  через увеличение круга его обязанностей в семье и, конечно же, его прав. Например: предоставить ребенку возможность самостоятельно посещать секцию, в которую вы его до сих пор провожали, позволить позже ложиться спать, потому что он уже не маленький. Естественно, что в этом возрасте у ребенка должны быть обязанности по дому, за которые он ответственен. Важно то, как вы сообщите ему об этом. Может быть, вы обсудите это на семейном совете и он сам выберет себе дело по силам и будет ответственным за это, как и другие члены семьи.

    Конечно, очень важный момент – общение со сверстниками. Здесь ребенку нужно дать возможность самостоятельно строить свои отношения с друзьями, не переставая быть всегда готовым выслушать, придти на помощь, поддержать, дать мудрый совет. 

    Подростки очень благодарно отзываются на проявление уважения и доверия к ним  со стороны взрослых.  Помогает в налаживании добрых отношений с подростками и чувство юмора, интересная беседа, уместная похвала. А еще – общие  дела: совместные походы и поездки,  увлекательные приключения, интересные проекты. Пусть это станет вашей семейной традицией на долгие – долгие годы.

Психолог Ирина Ахраменко

 

Ахраменко Ирина Владимировна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...