Выученная беспомощность.

Меня как психолога, всегда интересовал такой вопрос. Почему один человек с тяжелым детством и созависимыми, неблагополучным, окружением, пережив сильнейшие удары судьбы и стрессовые ситуации, находит в себе силы чтобы противостоять, бороться и находить выход, меняя себя свою жизнь к лучшему. А другой человек, не столкнувшийся даже с десятой долей, того что пережил первый, опускает руки и не хочет идти вперёд.

Многие наверно сразу скажут, в отношении первого, что он везунчик, что у него железный характер и что у него что-то было лучше, что он был более уверенный, что жизнь его закалила или что у него был какой-то волшебный амулет итд))), который помог ему все преодолеть и которого не было у второго клиента.

На самом деле, здесь ответ достаточно прост. У второго клиента сформировался один из комплексов, который называется выученная беспомощность.

Выученная беспомощность, как важнейшая и стержневая личностная характеристика.

Она формируется в определённой незрелости, аутизации, пессимистичности восприятия и длительного неверия в свои силы, несфрмированной самооценки и сильным чувством вины.

Родители, которые воспитывают таких беспомощных детей, часто имеют непоследовательную и неустойчивую модель воспитания, они могут за одно и тоже сегодня хвалить, а завтра наказывать, например.

Матери таких детей, чаще всего имеют склонность к потворствованию и гиперпротекции. Они как будто без критики стремятся удовлетворять любые потребности своего чада, сдувая с него незримые пылинки. Действуя по принципу «Желание ребенка для меня закон», в котором ребенок выступает знакомым нам типом воспитания — «Кумиром семьи»

И здесь со стороны родителей, побудительным мотивом выступает дефицит и компенсация, дать ребёнку, то чего они не получали сами. А отцам таких детей часто присуще, тоже либо гиперпротекция, либо наоборот, модель чрезмерности санкций и тирании.
Я назову общие особенности, которые свойственны матерям и отцам детей, с выученной беспомощностью. У них очень круто работает механизм психологической защиты – «Проекция».

Они бессознательно наделяют ребенка своими отрицательными и нежелательными качествами, которые сами не хотят видеть в самих себе.

И самое интересное, здесь то, что потом родители  и организовывают эту расправу и борьбу с "плохими" качествами ребенка. Те сначала увидели, что-то в ребенке, а потом с этим же самым и борются.((( Превращая его в определенный стабилизатор напряжения.

И тогда действительно возникает определенная ситуация безысходности, в том, что ребёнок старается стать лучше, но родители непоколебимо транслируют ему, что он не способен на изменения.

И вот из этого всего, что я описал и формируется – выученная беспомощность, как стержневая характеристика личности, не позволяющая человеку, развиваться, эффективно преодолевать и справляться с жизненными препятствиями.

А если заметка показалась вам интересной и чем-то смогла помочь, поделитесь ей в соцетях и нажмите👍))), что бы она смогла помочь и  другим.

 

 

Коллеги приглашаю вас на свои любимые психотерапевтические разборы и супервизии для психологов каждую субботу. 

Подробней https://vk.com/club171373548?w=wall-171373548_1038%2Fall

 

 

Вьюков Антон Сергеевич

Источник: www.b17.ru