психология

Удивительно и интересно!

Удивление и интерес.
Две поисковые эмоции, которые помогает человеку ориентироваться в окружающем мире.
Удивление — эмоция не несущая в себе эмоциональной окраски хорошая или плохая, удивление краткосрочная реакция выбора- это хорошо для меня или плохо? Это страшно или приятно?
Чарльз Дарвин описывает удивление следующим образом: "широко раскрытые глаза и рот… Брови поднимается под действием врождённого импульса… Когда нас застают врасплох….причина того что рот открывается, когда мы чувствуем удивление, очень сложна…когда мы хотим лучше расслышать звук, мы либо перестаем дышать, либо дышим так тихо, как только можно, открывая рот и сохраняя неподвижность."
Удивление помогает быстро переключить мозг с одной задачи на другую.
Этим успешно пользуются мамы малышей, говоря плачущему ребёнку- "посмотри какая собачка! Какие у неё глазки!". И у малыша уже просохли слезки, он переключился и улыбается. удивление помогает ребёнку изучать новое и проявлять поисковый интерес. С каким интересом малыш изучает мир в первые годы жизни! 
Куда он пропадает? Почему исчезает удивление? 
Однажды мой младший брат в 3 года глубокомысленно заявил: " Я много лет прожил! А все осень да осень…" Много лет прошло с того времени , а мы до сих пор смеемся вспоминая этот эпизод. Между тем, часто на прием приходят дети, которые так и заявляют: "ничего удивительного! Я и так всё это знаю!" Потерянные краски жизни у ребёнка вызывают у меня грусть. 
Я очень благодарна своим родителям за радость и удивление познавать этот мир каждый день. Именно родители, семья формирует отношение к жизни как к интересному увлекательному приключению.
Давайте разберем  подробнее и на примерах, что такое удивление?
Ребёнок пришёл из школы на 2 часа раньше- первая реакция матери удивление-  Почему ты пришёл раньше?
Чаще всего вторая  реакция тревога или страх- что произошло? Ты заболел? Тебя выгнали с урока? Как думаете, с каким ощущениям чаще всего будет связывать ребёнок тогда свое удивление?  Конечно, с тревогой. Новое будет пугать ребёнка, а мы помни , что страх блокирует интерес. 
На что опирается мозг, делая выбор в моменте удивления? 
На множество факторов вербальных и невербальных, обрабатываемых мозгом автоматически на высокой скорости- выражение лица ребенка, его поза, интонации речевые, внешний вид, расписание уроков, предыдущие договоренности, опыт прошлых возвращении ребенка из школы и многое другое. 
Обработав информацию рептилоидная часть  мозга выдает резюме в виде сигнала- опасно или нет? Лимбическая система в ответ даёт эмоциональную реакцию- радость или страх? Испугаться или напасть?
И тогда мы говорим- я приятно удивлён! Я страшно удивился. 
Тем самым присоединяя к  удивлению эмоции радости или страха. 
Итак, удивление дает нам некоторую паузу для переработки информации и принятия решения. 
Если ребёнок не умеет удивляться, у него не формируется поисковый интерес , которое ведет к развитию интеллекта. Получается, что удивление эмоция лежащие в основе интеллекта?
Какие новости!
Значит нужно поощрять ребенка, который старается везде залезть? Нужно поощрять вопросы ребёнка, его бесконечные почему?
Конечно да! Тысячу раз да!
 
Ко мне на прием привели девочку 10 лет, у которой появились проблемы с одноклассниками и сильные страхи. Девочка очень начитаная, эрудированная, с красивой правильно поставленной речью.  Оказалось что девочка вытесняла большинство своих чувств, также как мама, пыталась вытеснить свои страхи, вместе с ними и раздражение, злость. В семье было принято поддерживать друг друга, заботиться , изучать новое. 
Но у меня удивляться связано с навыком обращать внимание, опираться на органы чувств для ориентации в мире и в отношениях с людьми. Если же чувства вытесняются, подавляются, то  невозможно нормально чувствовать контакт с другими людьми, невозможно быть в дружбе и взаимопонимании, не понимая, не принимая себя и своих чувств. Если ребёнок теряет способность удивляться, значит ресурс познания, ориентации в пространстве и отношениях ах почему то нарушен. Быть может здесь свиной страх осуждения, страх быть глупым и отвергнутым,  страх проявлять себя, свои чувства. 
 
Работа со страхами у девочки незначительно снизила симптоматику, а вот работа с мамой, с признанием ею своих чувств, дала замечательный результат и для мамы и для ребёнка. 
 
Как развивать удивление у ребёнка?
Удивляться вместе!
-Посмотри, какое удивительно высокое и синее сегодня небо!
-удивительно! У тебя было два часа на уборку кухни, а ничего не сделано. Интересно, что происходит?
-непонятно как решить задачу? Интересно,
 какой способ решения здесь ты можешь найти?
 
Чтобы удивляться не обязательно ездить на какие-то невероятные выставки, хотя это тоже здорово и интересно, важно жить с широко раскрытыми глазами. 
 
Чтобы развить поисковый интерес, основа для развития интеллекта, важно определить для себя границы можно и нельзя. 
В розетки ножом залезать нельзя, горячий утюг трогать нельзя, на улицу выходить нельзя, на крышу залазить нельзя и тому подобное. 
Если запретов больше чем территория ребёнка, если нельзя больше, чем можно, то стоит задуматься чему вы учите малыша? От чего его прячете? От каких опасностей мира? Что таким образом вы создаёте в его реальности.
Если всё новое необычное связывается у малыша с удовольствием и радостью жизни, радости познания, вы подготовили прекрасную почву для дальнейшего развития ребенка. Такой ребёнок с удовольствием и легко учится в школе, а затем выбирает профессию. 
Не бойтесь если ваш ребёнок шалит, опасайтесь если он молча сидит в углу с одной игрушкой, не проявляя интереса к жизни. Как говорил Жан Жак Руссо:"Вам никогда не удастся создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов."
 
Научно установлено что новая задача усиливает кровоток в лобных долях головного мозга, которые отвечают за мышление и поиск решений. Интерес с, включающийся на новое я, активизирует правое полушарие мозга, а левое полушарие мозга помогает анализировать ть и доводить начатое до конца.
Если ваш ребёнок не может завершать начатое то стоит посмотреть, Как вы завершаете дела? Есть ли для вас в этом удовольствие, радость?
Отвлекайте сливы на просьбу ребенка сразу или отмахиваетесь от него- давай поговорим потом? А потом и вовсе забываете. 
Важно отвечай на вопросы ребёнка давать ему не рыбу ,а удочку.  Один знакомый отец, на все вопросы ребёнка просил его принести энциклопедию и вместе с ним искал ответ.
Конечно, отец половину ответа знал точно, однако , таким образом он формировал у сына поисковую активность. Легче ответит на вопрос,  чем искать ответ в книге. Отец малыша проигрывал в тактике, но выиграл в стратегии. 
Дошкольнику и младшему школьнику трудно удерживать внимание потому что мозг недостаточно созрел, интерес помогает удержать внимание на изучаемом объекте.поддержка родителей помогает ребёнку довести начатое до конца и испытать удовольствие победителя! Удовольствие в свою очередь формирует основу для будущего нового поискового импульса. Не пытайтесь подменить интересы ребенка своими возможностями и ценностями, потому что тогда теряется мотивация для достижения цели. Отталкиваясь от интересов ребёнка.
Ищите общие дела в которых каждый может проявить себя, привнести что-то свое. Поддерживать интересы ребенка, помогайте завершать начатое, вместе отпразднуйте, похвалите, чтобы удовольствием подкрепить и завершить результат. Помогайте ребенку расширять круг интересов, тем самым обогащая личность  новым. Разрешайте менять интересы. Когда ещё пробовать новое, как не в детстве?
 
Высокий поисковый интерес помогает ребенку справиться с тревогой и страхом. 
 
Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь — и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним — и он станет вашим весёлым, милым товарищем.
 
Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия
 

Тонкачёва Татьяна Алексеевна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...