психология

Зачем глубинный слой

Зачем мне, как психологу, и моим клиентам глубина, глубинные вопросы?

Для формирования чуть более здоровой и целостной, живой (не расколотой) точки сборки себя. Чтобы делать выборы и жить более гибко, полнее, а не ригидно выживать по накатанным с рождения стереотипным рельсам.

Продвигаясь по тернистому пути исследования внутренних миров, всякий раз не перестаю удивляться раннему возникновению внутриличностной диссоциации. Разрозненности. Конфликта. Между субличностями во внутрипсихической реальности, в первую очередь, а параллельно, между частями себя (ум, чувства, телесность).

Внутри человека ум — он быстр, почти мгновенен! Скорость, с которой человек продуцирует мысли, меняет их, преображает, — завораживает! Она мгновенна. Можно в мыслях переноситься во времени —  из прошлого в будущее и обратно. Можно переноситься в пространстве, даже по всей Вселенной. Красота мира идей и стратегий…
Но одновременно внутри человека еще есть слои реальности — реальность телесности и реальность чувств. Более медленные скорости процессов. Больше ограничения. Всем существом человек не может свободно переноситься во времени и пространстве. Да и совсем иные задачи и переживания подчас стоят перед человеком, в целом. Конкретные, предметные, насущные. Но не всегда это бывают процессы, поддающиеся полному осознанию, управлению, логике ума и контролю. Скорее принятию, сочувствию, состраданию и заботе. 
Посему в полноте восторжествует баланс и целостность, а не в поляризованных крайностях.

Глубина дарует возможность себя  свободно выбирать.

Дефицит целостного личностного принятия в раннем детстве (и дальше, конечно) до тех пор, пока не осознаваем, будет ежедневно аукаться как незаживающий шрам. Как паттерн (или комплекс паттернов/копинг-стратегий) жизнеотнимающий. Например, на грани соскальзывания в старые истощающие рельсы под названием "мазохизм". Видение ограничений там, где их уже нет. Привычное отношение к себе и другим родительскими глазами. Из простой конкретики — если родительские фигуры считали, что неуклюж, тупой, плохо поет, не справляется с математикой, иностранными языками, всегда поздно встает, не любит море, гений (да, что угодно по списку), т.е. давали какую-то опредЕленность/оценку/ярлык качествам — человеку взрослому бывает нелегко осознать, что именно в отвергнутом родителями поле, на самом деле, может быть зарыт именно его личный ресурс, потому что годами сложилось представление, что он именно такой, каким его видели "там-и-тогда" теми глазами, которыми на него смотрели. Или напротив, там где торжествовали родительские амбиции, и человек насиловал себя ради принятия, — освободиться от истощающих стереотипных поступков и выборов.

Впитанные ребенком и отработанные десятилетиями нересурсные/обесценивающие/токсичные (в широком смысле) отношения — страшные тираны, если внутри себя дать волю для выбора им, а не интегрирующей Самости, даже несмотря на то, что их авторов давно может не быть в живых.

Поэтому глубинный интегрированный взгляд часто бывает ответом там, где на поверхности пат. А еще чаще в глубинном слое снимается сам вопрос.

Неведрова Виктория Михайловна

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...