психология

Запрет на (само)познание и его последствия

В массовой культуре исторически сложилось мнение, что в знании яд, горечь и разочарование. Запрет на познание всегда обуславливался и будет обуславливаться всего лишь иерархией. Знание — это власть, в информационном обществе эта мысль, по идее, должна быть понятна большинству. Но не всё так просто в датском королевстве. 

Убеждение, что знание — это плохо, передаётся из поколения в поколение не просто на уровне единичных семей, но на уровне человеческих культур. Борьба различных верований, истинно верных или неверных источников знания — это тоже форма запрета на познание. Мы склонны и любим диктовать друг другу, что там пишут и говорят правильно, а там — неправильно. Не ходи туда, не смотри туда, не читай это. Информационная война реальна, но она не в том, за каким политическим лидером нам следовать, а в том, что мы не видим логически обоснованных причин того, почему один источник правильный, а другой — нет. Наше мышление намеренно формируется некритичным образом. Так проще для иерархии. 

Именно некритичное мышление порождает эту войну. Один президент или другой? Делать прививки или нет? Аутизм заразен? В какую страну эмигрировать? Пепси или Кола? Мы каждый день стоим перед рядами выборов, не всегда даже осознавая, что нам выбор-то никто и не давал. Вращение в едином поле формирует замкнутую культуру, выход из которой приравнивается к экстремизму. Конечно, в знании горечь, яд и разочарование — так и есть. Чем больше ты расширяешь своё личное поле, тем больше разочаровываешься в окружающей действительности, культуре, отношениях. Разочарование — необходимый этап роста. "Разочарование (крушение иллюзий) — это величайший дар, который я могу дать тебе" — говорит книга "Путь мирного воина". Разочарование — это развеивание чар, иллюзий, которые никогда не питали тебя, но поддерживали в необходимом обществу состоянии. 

Настоящее познание мироустройства начинается с познания себя. Именно поэтому в мире существует феномен т.н. "псевдодуховности", или иллюзорной интеллигенции, иллюзорного интеллекта. Так происходит, когда человек читает "умные книжки", но понятия не имеет, зачем это делает. "Нравится" — не вполне весомый аргумент, если ты сам не знаешь, а почему, собственно, тебе нравится. Какие ресурсы ты находишь для себя в той или иной книге, какие эмоции получаешь, какие потребности удовлетворяешь. Да, отсюда начинается копание в глубину, но именно в этом копании заключается самопознание. В выявлении личных мотивов, желаний, потребностей, и много чего другого. Как Я вижу этот мир? Что Я хочу от этого мира? Что Я могу дать этому миру? Что Я хочу? 

Самопознание беспристрастно и безоценочно. В нём нет места чувствам вины и стыда. Только честноcти и искренности перед собой. Самопознание может быть небезопасным в двух случаях: 
— ты не знаешь, зачем ты это делаешь и куда ты идёшь (что выясняешь); 
— ты форсируешь события и копаешь слишком быстро, не улавливая возможности своего организма к переработке информации. Каждой информации своё время восприятия и переваривания, и этот аспект очень важно научиться слышать в себе, чтобы не травмировать себя. 
В этих случаях, познание действительно выступает не лекарством, но ядом. 

Последствия запрета к самопознанию на уровне общественности легко проследить на двух злободневных темах любой цивилизованной общественности: тема смерти и сексуальности. Запрет на познание обоих тем вызывает комплексы, с которыми потом шагают к психологам: справляться со страхами, зажимами, опасными заблуждениями и деструктивными установками. Ярчайшим примером последствия запрета на познание темы смерти являются группы, собственно, смерти вроде Синего Кита. Если детям про смерть грамотно не расскажут родители, это могут сделать люди, у которых есть какие-то свои корыстные интересы. То же самое с сексом. Не знаю, что родителей пугает больше: когда ребёнок начинает исследовать тему смерти или тему своей сексуальности. В России, кажется, больше пугаются второму. Людей даже словосочетание "детская сексуальность" пугает до седых волос. Какая у детей сексуальность? Зачем детям думать о смерти? Зачем детям думать о политике, динозаврах, космосе, классификациям горных пород, химических связях, глобальных проблемах человечества? Они же дети! 

Тем не менее, детство — это период не слепой изоляции от угроз внешнего мира, а период активного познания и научения классификации собранной информации. Только через честный (но своевременный) доступ к разным видам информации можно научить ребёнка думать и выбирать. Познавать себя и окружение. Зачем нам познающие люди? Я отвечу: именно они строят будущее, а не живут на заслугах прошлых поколений. Потому что они умеют созидать, создавать новое на основе старого. Если нет преград к познанию, нет преград и к созиданию — это прямо взаимосвязанные вещи. Познающий себя и окружение человек, не скованный идеями вредного знания, но умеющий фильтровать информацию — это здоровый человек. А не это ли самое важное? 

Друзья, всех интересующихся самопознанием я искренне буду рада увидеть на своих консультациях. Разберёмся, что ваше, а что не ваше, чего хочется, что нравится/не нравится, какие вещи мешают вести здоровую творческую жизнь, а также как выстроить здоровый контакт с окружающими людьми. Пишите в личные сообщения ВКонтакте. 

Автор статьи: Поликарпова Екатерина, психолог, админ. паблика Narratoria.

Поликарпова Екатерина

Источник: www.b17.ru

Вам также может понравиться...