Как научить ребенка пересказывать?

Овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова. Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его.

Работа над пересказом состоит из нескольких этапов и каждый из них по-своему важен.

Подготовка к восприятию художественного текста, адекватно замыслу автора.

    Перед прочтением рассказа необходимо обобщить жизненный опыт ребенка по проблеме произведения.

Так, например, при чтении рассказа «Акула»: формируем представление понятия о социально-исторических условиях, в которых происходят действие произведения.

      Важно! Уточняем слова, без понимания которых трудно понять общий смысл текста.

      Создание мотивации к слушанию.

        Поставить проблему перед ребенком и сказать: «Теперь ты прочтешь и узнаешь, почему именно так автор назвал свой рассказ».

      Первичное чтение произведения:

        создание целостного представления о произведении,
        помочь эмоционально почувствовать художественное произведение.

Какое впечатление на тебя произвел этот рассказ?

      Чтение текста по частям и анализ каждой части (вторичное чтение):

        помочь глубоко осознать текст,
        понять его скрытое содержание,
        формирование умения анализировать форму художественного текста, его язык,
        видеть единство формы и содержания.

      Обобщающая беседа — ее цель:

        помочь понять идею, рационально оценить поступки героя,
        установить связь основной мысли с жизнью ребенка,
        формирование нравственной установки и образцы поведения.

      Работа над текстом, после его чтения и анализа:

          формирование выразительного чтения, речевых умений, связанных с пересказом.

Рассмотрим каждый этап на примере рассказа Николая Носова «Живая шляпа».

Источник: mamsik.net