Вослед за З. Фрейдом я желаю показать чувство вины как одну из основных заморочек человека на пути к достижению счастья. У меня время от времени складывается воспоминание, что этому чувству весьма не достаточно уделяют внимания. Время от времени я даже слышу сомнения в существовании такового чувства. Люди задают вопросцы: что такое чувство вины? Существует ли оно? Что такое совесть? Потому я решил написать о совести и ее безотчетном продолжении; о том, что такое чувство вины и какую опасность представляет его безотчетный нрав; что может предложить психоанализ в работе с ним.
Когда возникает чувство вины? При каких обстоятельствах мы употребляем это выражение? Обычно человек ощущает себя виновным, когда он сделал нечто предосудительное, что порицается в обществе. Можно сказать, что вина имеет отношение к какому-то совершенному действию. Но сиим все не ограничивается. Мы также можем мучиться от данного чувства при обстоятельствах, когда еще ничего не изготовлено, а лишь задумано, другими словами за намерение совершить некий поступок. В этом нет ничего необычного, даже уголовный кодекс содержит в себе наказание только за умысел совершить некое деяние. Наша психика устроена так, что для нее нет большого отличия в том, был ли совершен поступок либо к нему склоняются лишь в собственных идей. Время от времени крайний вариант обыгрывается в кинофильмах, к примеру, когда герой лицезреет сновидение о реализации собственных потаенных желаний, опосля что он уже в бодрствующем состоянии не способен отыскать покоя и ощущает вину.
А сейчас представьте, что происходит, если такое побуждение не распознается? В том смысле, что остается в безотчетном виде, но тем не наименее сохраняет свою психологическую активность и результативную форму. Тогда мы получаем понимание собственной виновности, но по какому поводу найти не можем. Причина нам неведома, поэтому что безотчетна, мы ощущаем лишь вину. Человек начинает мучиться, но не осознает из-за что.
В иной ситуации, быть может последующее. Наша психика владеет таковой защитной реакцией, сущность которой в том, что бы не оставлять некое чувство без предпосылки, без повода. Тогда психикой совершается работа по нахождению данной нам предпосылки из всех средств находящихся под рукой, имеющих возможность хоть незначительно оправдать себя таковым чувством. В таковых критериях чувство, в этом случае вина, сдвигается на любые ежедневные мелочи. На данный момент объясню на примере. Женщина сталкивается с незапланированной беременностью, которая может нарушить ее планы на жизнь. Она воспринимает решение бросить малыша, но сначала ощущает к нему ненависть, которую позже выпихнет под давлением мыслей, что отменная мама не может существовать с таковыми эмоциями к собственному ребенку. Позднее у нее возникает мощное чувство вины, которое перекидывается на мелочи в обыкновенной жизни. Анализ указывает, что ненависть к ребенку действует до сего времени, но в безотчетной форме, за что она и испытывает вину. Но эта причина была ей неведома, потому она ощущала себя преступницей в мелочах, к примеру, если забыла сходить в магазин либо дать взятую на время вещь. В общем, в всех остальных ситуациях, которые не подразумевают мощного раскаяния. В жизни данной нам девицы чувство вины, лишенное собственной настоящей предпосылки, сместилось на мелочи из обыденности.
Но и это еще не все, вместе с угнетением мыслей о осуществлении определенной фантазии, психика в неких критериях организует схожую участь и самому чувству виновности. Оно может принять сокрытую форму, представляющую необыкновенную опасность. О данной нам ситуации Фрейд писал [1] как о продолжении морали в безотчетном, известное всем нам по выражению «безотчетное чувство вины». Фрейд замечает, что человеку весьма трудно поверить в подобного рода виновность [2]. Чуток позднее я расскажу, какую опасность представляет таковая форма вины. А пока я затрону вопросец о самой сути того, что принято именовать чувством вины. Я изображу детско-родительскую сцену отношений, чтоб наглядно и доступно показать, что все-таки выражает это чувство и откуда оно берется.
Представьте ситуацию: на малыша возложил определенные обязательства в поведении родитель либо иной весомый взрослый. В которой-то момент ребенок отдал слабину и нарушил эти обязательства. Что происходит опосля того, как о этом выяснит родитель? Тут принципиально проследить мысли и чувства обеих сторон в данной нам ситуации.
Родитель, быстрее всего, будет разочарован, сделает замечание и осудит поступок малыша, будет на него сердит. Зависимо от нрава содеянного, может быть поругает и выберет меру наказания.
С иной стороны, ребенок будет испытывать печаль и тревогу, как перед тем, что он утрачивает часть внимания и любви со стороны важного лица, так и перед вероятным наказанием.
А сейчас представьте, что эта сцена меж 2-мя людьми разыгрывается в одном человеке. Вы чувствуете сразу чувства и провинившейся стороны и осуждающей. Чувства накладываются друг на друга, и выходит то состояние, которое принято именовать чувством вины. Таковым образом, чувство вины состоит из волнения, злости и печали.
Дело в том, что в процессе развития важные фигуры взрослых равномерно стают частью нас самих. Сейчас мы воспроизводим память о этих отношениях с самим собой. Эта иная часть, можно сказать, за нами присматривает, как предки в детстве, выражает их строгость, контролирует, чтоб мы поступали так, как должны. Этот внутренний авторитет становится неотъемлемой частью нас. Фрейд обозначил это как установление инстанции Uber-Ich (Сверх-Я) [3]. Опосля того, как происходит таковая метаморфоза, стирается различие меж «создать нехорошее» и «желать создать нехорошее», поэтому что от внутреннего цензора ничего не утаить, даже собственные мысли. Весьма нередко в кинофильмах показывают такую внутреннюю собранность из нескольких фигур, когда в сюжете возникает двойник героя и призывает не совершать загаданое либо уже опосля чего-то совершенного изнуряет критикой и осуждением. В остальных ситуациях сюжет впрямую отсылает к истокам происхождения совести, в их открыто возникает образ отца, начинающего жестко порицать поступки и мысли. Конкретно так устроен наш внутренний мир в отношении совести.
Ворачиваясь к нашей сцене из юношества, можно испытать представить, какие пути есть для того, чтоб выйти из позиции виноватого. Что необходимо создать, чтоб возвратить к для себя доверие и оправдать себя? Обычно нужно наказание, которое быть может выражено по-разному:
— взрослый поставит в известность о собственном разочаровании;
— пригрозит утратой любви и доверия;
— изменит свое отношение к виноватому;
— лишит каких-либо радостей на время, каких-либо льгот (запрет на игру в приставку, выход на улицу);
— нужно будет что-то выполнить на благо интересов остальных людей (промыть посуду, убрать в комнате);
— может быть, последует некое реальное физическое наказание;
Схожее происходит и в рамках уже 1-го человека, когда он поступает так, но уже с самим собой. Когда человек сделал то, за что сейчас осуждает себя, он перестает обожать и уважать себя. Все это сопровождается злостью к для себя, опаской и чувством утраты. Он вправду утрачивает почтение к себе. В этом смысле нужно осознавать, как принципиально это почтение, чтоб ощущать удовлетворенность и иметь не плохое настроение.
Наказать себя — всепригодный метод управится с нестерпимым чувством вины. Человек с совестью это тот, кто сам себя винит, выносит приговор и отбывает наказание. Так у человека возникает потребность наказывать себя, что бы получить внутреннее облегчение. В этом смысле огромную опасность представляет безотчетное чувство вины, которое, по аналогии с осознаваемой виной, просит наказания, но в сокрытой форме. Как оно быть может выражено?
— человек работает, что именуется "не покладая рук", выматывает себя в разной деятельности;
— приносит в жертву собственный энтузиазм к жизни и работает лишь в интересах остальных людей и соц институтов;
— терпелив к страданиям, — "безропотная покорность, с которой такие люди часто терпят свою томную судьбу, очень изумительна, но совместно с тем вероломна" [4];
— подставляет себя лишению со стороны актуальных событий. Идет навстречу неудачам, но делает это неосознанно;
— алкоголизм, наркомания, любые тенденции, направленные на саморазрушение;
— ненависть к для себя, самоунижение и самообвинение, нанесение увечий, порезы;
— отсутствие настроения, депрессивное состояние. Человек в принципе может запретить для себя желать, ибо не достоин;
— разные соматические симптомы: мигрени, более частое сердцебиение, завышенное давление, раздражительность, тревожность и почти все другое;
— болезнь может стать ловким изобретением для самонаказания, или удерживаться сиим компонентом, вместе с иными. «Ты не должен оздороветь, ты должен остаться нездоровым, ибо ничего наилучшего не заслуживаешь!» — такую фразу как будто произносит в отношении нашего Я иная часть Я, тот внутренний цензор.
Думаю, что у читателя сложилось представление о том, как принципиально связать духовное благополучие с отсутствием вины. Человек не может всеполноценно испытывать удовлетворенность, иметь не плохое настроение, довольно осознанно управлять собственной жизнью, если он обременен внутренней злостью к собственному Я. Что дает психоанализ в решении данной нам задачи? Аналитический способ ориентирован на понимание и проработку безотчетных источников виновности, на постепенное упразднение агрессивной части нашего Я. Работа в анализе меняет брутальный потенциал внутреннего родителя. Но необходимо осознавать, что терапевтическая работа не ставит собственной целью полное исключение этого чувства, работа ориентирована до этого всего на понижение его интенсивности, в особенности в тех вариантах, где оно поглощает человека, разрушает его жизнь, делает неосуществимым существование. При всех тех сложностях, которые делает такое психическое образование как чувство вины, оно является неотъемлемым атрибутом культурного человека. Люди, у каких не сформировался внутренний цензор, представляют опасность для людской сохранности, они могут совершить деяние без какого-нибудь духовного волнения. Чувство вины, по воззрению основоположника психоанализа [5], является нужной платой человека за цивилизованное общество и миропорядок.1. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. Ужас и жизнь влечений
2. Фрейд З. Экономические задачи мазохизма
3. Фрейд З. Я и Оно
4. Фрейд З. Абрис психоанализа
5. Фрейд З. Неудобство культуры
Иценко Евгений Валерьевич