Как помочь ребенку учиться.
Для восприятия информации мы задействуем 3 основных сенсорных канала:
Зрение (увидеть информацию – визуальный канал),
Слух (услышать информацию – аудиальный канал),
Осязание (потрогать, ощутить телом – кинестетический канал).
У каждого из нас есть предпочитаемый канал, через который мы воспринимаем наибольшее количество информации.
Ведущий канал не означает, что остальные органы чувств развиты хуже, просто через любимый канал информация доходит быстрее всего.
При обучении в школе задействованы в основном визуальный и аудиальный ряды. Почти вся информация в школах ориентирована на визуалов и немного на аудиалов.
Кому учеба дается проще всего? Правильно, детям с развитым визуальным каналом восприятия.
И часто мы незаслуженно считаем ребенка непонятливым из-за того, что ему не очень повезло с ведущим каналом восприятия — кинестетикам сложно учиться, они отвлекаются и «витают в облаках».
Чтобы определить ведущий канал ребенка, понаблюдайте за ним и послушайте его.
Визуал
Он выбирает яркие игрушки, красивую одежду, любят рассматривать картинки в книжке, обращают внимание на цвета. Часто употребляют глаголы «покажи», «смотри», «видишь», и прилагательные, отражающие визуальную составляющую: красивый, яркий, зеленый и т.п. Визуалы очень шустрые – визуальный канал работает быстрее других.
Аудиал
Такой ребенок ориентируется на звуки, любит, когда ему что-то рассказывают или читают, мелодичные музыкальные игрушки, песни. Хорошо различает звуки: может сообщить, что закипает чайник, кто-то прошел за дверью, проехал грузовик и т.п. В речи упоминает слова: послушай, тихо, громко, звучит, шумный и т.п.
Кинестетик
Кинестетик воспринимает мир через прикосновения – все надо потрогать, пощупать. Он обращает внимание на текстуру предметов, любит мягкое и пушистое, любит, чтобы его гладили и обнимали. Может не слышать и не замечать какую-то информацию, но на прикосновения реагирует очень чутко. Не переносят физического дискомфорта. Как правило, эти детки вдумчивые и медлительные.
Как помочь ребенку учиться?
Визуалам:
Ребенок должен видеть задание, на любую информацию должна быть картинка!
Воспринимают то, что видят, главное – наглядность. Цветные рисунки, схемы и графики, видеоролики. Учите стих? Держите книжку перед глазами.
Иллюстрируйте решение задачи.
Объясняйте с рисованием и картинками.
Аудиалам:
Ребенок учится ушами, и в школе им труднее. Информация должна звучать: через Ваш и голос самого ребенка, через музыку, через аудиокниги и лекции. Объясняем все вслух.
Просите ребенка вслух проговаривать решение или затруднение в задаче — им это помогает вникать в суть. Учите стихи? Прекратите их в мелодичную печенку.
Им крайне важна тишина во время занятий, без шумовых помех извне.
Кинестетикам сложнее всего. Запаситесь инвентарем: счетные палочки, пластилин, касса цифр, кубики геометрической формы, игрушечные буквы, ручки и карандаши с разной формой и текстурой. По полной грузим глазки и ушки, так как через тело информацию передать не получится.
Очень важен комфорт: удобный стул, стол, удобная ручка, даже сменка и одежда должна быть удобной. Прикасайтесь к ребенку, гладьте по голове и спинке, целуйте при успешном выполнении заданий, а при неуспешном – обнимайте. Если ребенок учит стих, позвольте ему ходить по квартире или чем-то занять руки.
И этих детей нельзя торопить, им труднее всех переключать деятельность.
Важно использовать принцип: нагружаем основной канал, и используем вспомогательные.
Даже если Вы уверены в том, что ребенок визуал, все равно проговаривайте задания вслух и задействуйте пальчики при любой возможности.
Информацию по трем каналам ребенок усваивает на более длительный срок. Все каналы важны и используются постоянно.
Тамара Круглинская