В СМИ сейчас возникло открытое воззвание АО «Днепразот» к управлению страны. Стратегическое для Украины предприятие, обеспечивающее, кроме удобрений, страну хлором, нужным для обеззараживания питьевой воды, предупреждает о опасности остановки – из-за увеличения цены распределения природного газа. О сложившейся ситуации УНИАН поведал коммерческий директор АО «Днепразот» Андрей Пустовойт.
«Днепразот» обратился с открытым письмом в адресок управления страны, контролирующих и правоохранительных органов – о вероятной остановке компании в связи с увеличением тарифов на распределение природного газа «Днепропетровскгаз». Как ситуация серьезна?
Ситуация наиболее чем серьезна. «Днепропетровскгаз» заявил о желании троекратно прирастить тариф на распределение в последующем году. И это притом, что установленный сейчас тариф уже является запредельным.
Разве тариф «Днепропетровскгаза» не является схожим для всех потребителей? Почему это так критично конкретно для АО «Днепразот»?
Тариф «Днепропетровскгаза» вправду схож для всех потребителей, находящихся в зоне обслуживания газораспределительных сетей этого компании. Но, «Днепразот» – не обыденный пользователь. Природный газ для АО «Днепразот» – это не энергоноситель, а сырье, из которого выполняются азотные удобрения. При этом, себестоимость продукции компании «Днепразот» в большей части (около 80%) – это стоимость природного газа и его доставки по системе газопроводов до производственных цехов.
В связи с тем, что Украина не обеспечена на сто процентов газом своей добычи, стоимость природного газа на рынке постоянно относительно выше, чем в странах-экспортерах газа. Имея таковой беспристрастный конкурентноспособный недочет, мы обязаны соперничать на равных с предприятиями из стран-экспортеров газа, и все это на весьма низкомаржинальном мировом рынке азотных удобрений. Как вы осознаете, в таковых критериях для нас хоть какое повышение себестоимости, а тем наиболее такое существенное, ведет к убыткам и потере смысла создавать.
Но тарифы естественного монополиста, каким является «Днепропетровскгаз», утверждаются НКРЭКУ (Государственная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг) по установленной процедуре. Разве таковая система не обеспечивает справедливый уровень тарифа для потребителей?
Сейчас НКРЭКУ и нормативно принятая методика считает справедливым, когда тариф распределяющего газ компании формируется по системе «издержки +». Упрощенно это означает, что для формирования тарифа на будущий год «Днепропетровскгаз» сформировывает список издержек, которые планирует понести в связи с обслуживанием распределительных сетей, находящихся в его ведении, добавляет к ним свою рентабельность и разделяет то, что вышло, на плановый размер газа, который потребят все пользователи, находящиеся в зоне его ответственности.
Что все-таки тут несправедливо?
Во-1-х, в состав издержек «Днепропетровскгаз» из года в год включает огромное количество не относящихся к распределению газа расходов и завышает отдельные статьи, на что мы повсевременно указываем в процессе общественных дискуссий и что уже становилось предметом проигранных «Днепропетровскгазом» судебных тяжб. К огорчению, тариф на распределение газа для нашего компании продолжает расти. Но еще важнее другое. Существующая система не учитывает удаленность пользователя от источника газа – магистральной системы газопроводов Украины.
Что вы имеете в виду?
Система распределительных газопроводов «Днепропетровскгаза», как и иных региональных газораспределительных компаний, запитана от системы магистральных газопроводов Украины. При всем этом общая протяженность трубопроводов «Днепропетровскгаза» составляет около 20 000 км. Конкретно на сервис этих 20 000 км, также компенсацию утрат газа при распределении, Днепропетровскгаз и должен растрачивать средства, уплаченные пользователями в виде тарифа на распределение.
Как я уже гласил, «Днепразот» – самый большой пользователь в зоне ответственности компании «Днепропетровскгаз». Объемы потребляемого нами природного газа – это 47% всего размера, распределяемого по сети «Днепропетровскгаза». Т.е., около половины бюджета «Днепропетровскгаза» финансируется за счет «Днепразота». А сейчас – основное – подача газа от магистральных газопроводов к цехам компании «Днепразот» на физическом уровне осуществляется по двум ниткам газопровода, любая из которых – длиной 5 км. Еще есть 3-я (тоже 5 км), но она не употребляется наиболее 30 лет. Вы осознаете, 20 000 км – вся сеть, за какую нужно платить, но лишь 10 км употребляется нами! Да и это не все.
Трубопроводы, питающие наше предприятие, были построены нашим же предприятием в прошедшем веке, и предстоит еще разобраться, почему они не принадлежат нам на данный момент. Эти нити представляют собой уложенные на поверхности земли соединенные сваркой трубы, не имеют фланцевых соединений, ответвлений и какого-то ни было оборудования на всей протяженности от магистральщиков до наших цехов. Застыл использованного нами газа производит оператор системы магистральных газопроводов на принадлежащих ему узлах учета. Опосля чего же он передает эти показания в «Днепропетровскгаз», а крайний, в свою очередь, без конфигураций, а, как следует – утрат, передает их нам.
Что вы желаете сиим сказать?
Я желаю сказать, что даже если представить, что «Днепропетровскгаз» несет издержки в связи с распределением газа по сиим трубам, то все его издержки ограничиваются повторяющимся обходом труб на предмет утечки газа, поверки их целостности, покраски временами и ведения документации (журналов). Все это по нашим оценкам – не наиболее 100 000 гривень в год. Мы же любой месяц платим 62 миллиона гривень на данный момент, а, в случае увеличения тарифа, будем платить наиболее 170 миллионов за месяц!
Куда же идут эти средства?
Неплохой вопросец. Буквально не на сервис наших нитей (смеется, — УНИАН). Довольно поглядеть на их. Наши нити никто не красил со времен, когда мы их проложили. И обходчиков «Днепропетровскгаза» в районе наших нитей не помнят даже старожилы нашего завода. Вы осознаете, почему мы считаем, что это обязано заинтересовывать не только лишь управление страны, да и правоохранителей?
Почему нет реакции НКРЭКУ?
Трудно сказать. Может быть, такое положение дел кого-либо устраивает. Направьте внимание, существующая система дозволяет установить разные тарифы на распределение газа для разных регионов. К примеру, тариф на распределение газа в Черкасской области сейчас практически в три раза ниже нашего. При всем этом и «Днепропетровскгаз», и «Черкассыгаз» принадлежат одному конечному бенефициару. По необычному совпадению этому же бенефициару принадлежит конкурирующий с нами на рынке Украины Черкасский «Азот», который платит за распределение газа «Черкассыгазу» по низкому относительно нашего тарифу. Разве это не повод для энтузиазма со стороны АМКУ?
Какой вы видите выход?
Вариантов быть может много. Нам видится самым обычным и справедливым передача проложенных нами снабжающих наше предприятие труб нам, либо третьему лицу, которое не будет решать делему собственной неэффективности, либо какие-то остальные задачки, за счет нашего компании, как это сейчас делает «Днепропетровскгаз».
Разумеется, в этом случае, «Днепропетровскгаз» не сумеет обслуживать сеть распределительных газопроводов при уменьшенном на одну вторую бюджете. Делему финансирования «Днепропетровскгаза» необходимо будет решать за счет увеличения тарифа для оставшихся потребителей?
Если наш завод остановится (что безизбежно в случае утверждения предложенного тарифа) делему уменьшенного вполовину бюджета «Днепропетровскгаза» власти придется решать так либо по другому. Лишь в случае остановки компании «Днепразот», добавятся к тому же социальные препядствия в связи с массовым увольнением людей, сокращение платежей в бюджет, понижение предложения российских удобрений агросектору Украины. Практически, увеличение тарифа на транспортировку газа приостановит наше предприятие и спровоцирует «эффект домино» в экономике страны. В сложившейся ситуации я на данный момент рассчитываю только на то, что решение управления страны будет взвешенным, экономически обоснованным и юридически справедливым.
Татьяна Стежар