Конце́пция (от лат. conceptio «система осознания»):
— комплекс взглядов на что-либо, связанных меж собой и образующих взаимосвязанную систему;
— определённый метод осознания, трактовки каких-то явлений; основная точка зрения, руководящая мысль для их освещения;
система взглядов на явления — в мире, природе, обществе;
— система путей решения задачки;
— метод осознания, различения и трактовки каких-то явлений, порождающий присущие лишь ему суждения и выводы.
Система концептов образует картину мира, в какой отражается осознание человеком действительности. Человек живет не столько в мире предметов и вещей, сколько в мире концептов, сделанных им для собственных умственных, духовных и соц потребностей.
Концепт выражает не только лишь совокупа признаков объекта, да и те представления, познания, ассоциации, переживания, которые с ним соединены. К примеру: видя стол, мы сталкиваемся со значением – стол – это предмет мебели, бывает столовый, журнальный и т.д. Теория дает наиболее пространное понятие: стол жесткий, стол не съедобный, стол не небезопасен и т.д.
Т.о. концептуальное восприятие складывается из отдельных понятий входящих в широкую сеть взаимосвязей. Установление связей меж понятиями – процесс автоматический. В итоге, нам не нужно пробовать съесть стол, чтоб осознать, что он не съедобный.
Концепт имеет эмоционально-экспрессивную расцветку. К примеру: концептуальное восприятие стола может вызвать ностальгические переживания, связанные с детством, с ужином в родительском доме.
Главная роль концепций в нашей психологической жизни состоит в том, что они определяют стратегию действий.
И, если с одной стороны, концептуализация — принципиальный механизм приспособления, позволивший человеку доминировать на планетке, то с иной стороны, мы попадаем в ловушку концептуализации.
Наша вовлеченность в концепты тех либо других ситуаций, принуждает нас реагировать определенным образом, время от времени не адаптивно и ригидно. И это может приносить мучения. Мы боимся, горюем, впадаем в отчаяние, находясь под воздействием наших концепций. Они воспринимаются нами, как часть действительности, как беспристрастное познание, как правда. Но! Неважно какая теория – только догадка, с разной толикой вероятности соответственная действительности либо предсказуемым событиям. И это ни при каких обстоятельствах не сама действительность.
Но, вроде бы мы действовали, не будь у нас пугающих, угнетающих, убивающих нас концепций? Мелкие малыши не совершают суицидов, даже если условия их существования нестерпимы. Они продолжают жить и у их не возникает мыслей о самоубийстве, поэтому что у их еще нет концепции погибели.
В отличие от концептуального восприятия реальности, неконцептуальное восприятие скидывает томную ношу таковых понятий, как «остаться без средств», «быть униженным», «остаться в одиночестве», «быть побитым», «быть отвергнутым».
Неконцептуальное восприятие дает возможность выйти из обычного цикла реагирования на ситуации, которые вгоняют нас в нехорошие переживания.
Скидывая с себя очки концептуальности, мы имеем возможность, посмотреть на явления, себя и мир, незапятнанным взглядом, как ребенок глядит на вещи и объекты, познавая их, без придания какого-то личного значения, каких-то правил и оценок.
На самом деле, предпосылкой фобической либо депрессивной реакции является способность человека врубаться в систему понятий и отношений, т.е. концептуализироваться. Необходимо научиться отделять беспристрастное восприятие от того, каким мы смыслом наделяем тот объект, который смотрим либо ситуацию, которую переживаем.
Белоконь Алексей Романович