Мета потребности – это сразу потребности, которые не имеют фиксированного метода ублажения, и условия, совокупа стадий для удачного ублажения собственных потребностей.
Мы гласили о том, как происходит фиксация, провоцируя тем отсутствие гибкости. Мета потребности – это цикл из групп потребностей в сохранности (шизоидная), привязанности (невротическая) и манипулировании (нарциссическая). При возникновении человека на свет первично ублажение всех этих групп соединено с иным человеком: ребенок, чьи витальные потребности (в еде, воде, тепле, стабильности) обеспечиваются мамой поначалу из слияния (невротическая и шизоидная стадия слиты), а опосля ребенок зовет мама на помощь при возникновении дискомфорта и если она реагирует довольно стремительно, то формируется связка безопасность-опора на другого.
В огромном количестве удачных циклов ублажения формируется внутренний объект, к которому возрастающий человек будет обращаться больше и больше, пока не покажется способность вполне опираться на внутренние объекты, обеспечивая для себя сохранность (наличие такового объекта не противоречит воззванию к иным людям, когда я понимаю, что в данной ситуации сохранность без помощи других обеспечить для себя не могу).
Делая упор на стабильность в сохранности и привязанности, ребенок начинает развиваться, обучаясь новенькому. Это развитие также соединено с иным человеком, с его реакцией на возникающие новейшие умения. В психоанализе много уделено внимание здоровому эксбиционизму, сформированному в детстве и являющемуся опорой в достижениях у взрослого.
Время от времени «развитие» происходит экстремально, сопряженное с травматической ситуацией, с полным чувством небезопасности, в какой заслуги обеспечивали ее. Приведу тут два примера. Обучение плаванию, как бросок в воду. Пытаясь выжить, человек как бы сформировывает навык, но связан этот навык с выбросом адреналина таковой силы, что может быть ему и дальше получится поплыть, но наслаждения от этого процесса он испытывать не будет. Достижение за счет гиперусилия, минуя стадию опоры на Другого (мы вкупе, он учит меня, стадия привязанности в обучении) может стать методом жизни. И человек будет постоянно «кидать себя в воду» новейшей деятельности, пытаясь убрать шизоидный кошмар большущим количеством достижений, вновь и вновь оказываясь в этом страхе.
2-ой пример связан с реакцией фигур привязанности на то, как ребенок развивается. Предки-перфекционисты, воспринимающие малыша, как продукт их творчества, нападают на него (чувственно либо на физическом уровне) за любые оплошки на пути обучения. Нескончаемо сравнивая с иными, лишая любви и внимания за нехорошие оценки либо нежелание заниматься тем, что желали выполнить когда-то сами предки. В этом случае достижениеми (либо напротив их полным отсутствием, перфекционизм не дает даже пробовать) человек пробует получить одобрение внутренней фигуры и удовлетворить потребность в привязанности, но нарциссическим методом. Заслуги не веселят, он вкладывается еще посильнее, пока не оказывается истощенным и в полном отчаянии. Время от времени только в таком состоянии решаясь на терапию.
А случается так, что связь с родителем происходила лишь во время совместного деяния – уборки, изготовления уроков, лепки пельменей. Присоединиться было может быть только действуя. Может быть, выросший взрослый, будет повсевременно выдумывать бессчетные дела, чтоб объединить свою семью, не имея другого опыта переживания близости. Тем, напротив отвращая от себя.
Невозможность свободно удовлетворять какую-то из мета потребностей делает чувство ненасытности, увеличивающегося в процессе жизни. Также чувство бега по кругу, рабства в своем Кайросе, остановленном времени, невзирая на гигантскую скорость жизни. Спираль жизни становится кругом, из которого нет выхода.
Терапевту принципиально взять для себя довольно времени, чтоб не включиться в эту гонку, чтоб не броситься за первым предъявленным запросом, а испытать разобраться, если в этот запрос вложено столько усилий, если он является таковым ценным, то какую же потребность по сути он пробует обеспечить? Какой прошедший опыт клиента делал вероятным ее ублажение конкретно сиим методом. К кому он ощущает себя принадлежащим, так стремясь достигнуть этого?
Глянув на этот замкнутый круг сверху, может быть узреть все его переходы. Находясь в нем, есть только чувство морковки впереди, к которой необходимо бежать со всех ног. И все равно останешься на месте
Татьяна Демьяненко