Психолог — тоже человек. В этом не усомнится ни один старожил данного веб-сайта. И это понятно. Но зависит ли профессионализм психолога от его личных свойств и проявлений? Непростой вопросец, на который нереально ответить совершенно точно.
Не напрасно молвят, что любой человек отыскивает «собственного» психолога. И эта «свойскость» непременно выражается в личных качествах психолога и его особенностях, быть может даже в личной истории, о деталях которой может спросить клиент.
И у психолога тоже есть ограничения, то с чем он может и не может работать. Это полностью обычный факт, который принципиально признать заблаговременно, до этого чем приступать к практической деятельности.
Но с какой бы стороны мы не подступали к психологу и его работе, для возможных и реальных клиентов ясно: есть психологи «жёсткие», а есть — «мягенькие». Ну, естественно для различных людей различные психологи будут восприниматься по-разному. Но всё же, нередко мировоззрение почти всех людей будет совпадать. И это недозволено считать оценкой психолога либо оценкой его работы, это просто след восприятия, воспоминание от контакта с ним. Ещё можно психологов именовать «прохладными» и «тёплыми» — это приблизительно о том же.
И хоть такие определения недозволено считать оценкой, но всё же люди весьма нередко опираются на такие вот воспоминания от спеца. Но как совершенно оправдано в работе быть тем либо остальным?
А ни как. Этот ответ лежит вне постановки вопросца, вне системы координат, где появился вопросец. Это просто действительность. И звучит она так: "Да, психологи — это просто люди".
Но! Всё-таки для меня аспектом профессионализма является как раз то, что психолог с различными клиентами — тоже различный. Поэтому что любой новейший клиент — это не только лишь индивид со своими ограничениями, да и соображающая личность (в потенциале это осознание можно развивать как раз в терапии). С которым спец выстраивает в известной степени неповторимые дела. Это правда.
Да… Естественно, кто-то из профессионалов наиболее тёплый, близкий, дающий сопереживание (т.е. достаточной «неплохой» родитель?). А кто-то — наиболее дистантный и сдержанный. Это вытекает из прошлых посылок моих рассуждений. Но дела — психолог — клиент — это диада, в какой психолог равномерно знакомиться с клиентом и отзеркаливает ему как его процессуальные состояния, так и его глубоко интегрированные личные моменты, и делиться своими содержаниями в любой новейший момент с клиентом.
Поэтому принципиально не застывать в одной роли. Время от времени мягенькому от природы психологу необходимо проявить напористость и жёсткость (очевидно, в разумной смысле — психолог не воспринимает решения, что созодать клиенту), а сдержанному «жёсткому» больше проявить сопереживания. Есть здесь также принципиальный момент и естественное ограничение — познание о клиенте не приходит одномоментно.
Резюмируя, можно сказать, что психофизиологические и личностные индивидуальности клиента, его неувязка, его животрепещущее состояние «тут и на данный момент» определяют чуток ли не 80% всего, что происходит в кабинете у психолога. При самом неплохом раскладе. И в котором направлении ведётся работа — не имеет значения.
И всё же, с позиции клиента у меня больше вопросцев к тенденции к «жёсткой» позиции психолога. Мне становится некомфортно, когда мне дают минимум поддержки с поспешностью интерпретаций. Я и сама считаю себя «тёплым» психологом — довольно открытым и чувственным. А это уже оценка с моей стороны — конкретно так для меня воспринимается таковой стиль работы. По идее, таковая оценка выслеживается у всех, кто столкнулся с задачей выбора «собственного» спеца, но как я произнесла — не в самих определениях, а, быстрее, за ними. Ну и у всякого она будет более-менее персональна.
А что думаете Вы, почетаемые коллеги и гости веб-сайта?
Орешина Наталья Андреевна