В кинофильме "Женщина в поезде" есть любознательная сцена:
Психотерапевт подступает сзаду к собственной клиентке, приобнимает ее, типо с намерением успокоить и поддержать, гласит, что все будет отлично. Та в ответ прижимается к нему, ну а позже начинает откровенно соблазнять. Наш грозный бородатый фрейдист всячески этому противится, но лишь словестно, а не деле — стоит и глядит, как молодая привлекательная женщина облизывает его указательный палец.
Очевидно, все эти "хватит", "закончи", "я не смогу работать с тобой" и (мое любимое) "я потеряю лицензию" оказываются не весьма убедительны.
Хорошо, этика киношных профессионалов меня не достаточно тревожит, как и детали его работы (в конце концов, глядят же как-то астрологи Армагеддон, а физики — Мстителей). Но эта сцена весьма ярко передает сущность невротического подхода к решению внутреннего конфликта:
Конфликт понятен: с одной стороны, нашему герою охото заняться сексом с симпатичной дамой, с иной же — охото оставаться неплохим спецом, мастером собственного дела, который радиво подступает к выполнению собственных обязанностей.
В таковой ситуации приходится созодать выбор и, в этом случае, прощаться или с представлением о для себя, как о адекватном спеце, или с идеей затащить молодуху в кровать.
Но есть и иной путь, невротический, который и избрал герой. Можно просто сравнивать себя с одной из сторон этого внутреннего противостояния, а вторую приписывать непонятному внешному миру. Он, естественно, неплохой психолог, он всего только желал поддержать клиентку, а это она, таковая настойчивая и дерзкая и, основное, возбужденная, соблазнила его.
И не принципиально, что он никак не обозначил границы, не считая как вялыми "хватит, лицензия, бубубу", что вообще-то он 1-ый инициировал физический контакт (да-да, просто чтобы утешить, ага), он все равно почему-либо аппелирует к ней, чтобы она не стала. Пардон, а при чем здесь она? Разве она обязана прекращать, когда его что-то не устраивает? Она обязана мыслить о этике и их совместной работе? Она отвечает за его лицензию, в конце концов?!
Но так еще удобней, это помогает поддерживать внутреннюю гармонию. Ты неплохой, но с тобой такое вот случилось. Случилось, а ты просто рядом оказался.
Как ни крути, наши "неловкие" потребности отыщут путь к реализации. И если мы их замечаем и признаем, то можем в этом процессе интенсивно участвовать, выбирая более пригодную форму, пространство и время для их ублажения. А если нет…
А если нет, то будут истории в духе "я просто поскользнулся, и…".
Я работал полгода без выходных, а позже просто поскользнулся и сломал для себя ногу в 3-х местах, сейчас должен лежать в постели два месяца.
Я в кабинете обычно весьма хороший, мягенький и неотказный, а позже я поскользнулся и пролил жаркий кофе на собственного шефа.
Я должен похудеть к лету, потому я ел лишь салатики, ну а позже я поскользнулся и уже очнулся, "запивая борщом шоколадку"
Ну либо
Я грамотный спец, который верно держит границы в работе, а позже я поскользнулся и переспал с клиенткой.
P.S. Если что — кинофильм вообщем не о этом. Он о девице в поезде, а не о стремном аналитике.
Зайцев Данил Андреевич