Как и многие другие неофрейдисты Гарри Салливан отступился от теории Фрейда придавая основное значение в генезе болезни не биологическим, а социальным факторам.
Это связано прежде всего с тем, что сам Салливан был врачом и в основном работал с больными шизофренией, но также как и любой адекватный врач он различал шизофрению, обусловленную органическими причинами, где психотерапия будет бесполезна и психогенную шизофрению, где он и применял психоанализ.
В процессе такой работы он заметил, что развитию психогенной шизофрении часто предшествуют так называемые диссоциированные реакции, которые предполагают вытеснение своих эмоций и чувств.
Они характеризуются чувством одиночества, панического страха, низкой самооценкой, неудовлетворительными отношениями с людьми и постоянно растущей тревогой, то есть чисто социальными факторами. Отсюда он и выводит свою теорию интерперсонального психоанализа.
Напряжения, динамизмы и тревога
Интерперсонального психоанализ — направление в психоанализе, сфокусированное на выявлении психопатии посредством анализа его взаимодействий человека другими людьми в прошлом.
Теория интерперсонального психоанализа начинается с рассмотрения человека как энергетической системы. В отличии от Фрейда, который говорил именно о сексуальной энергии, Салливан рассматривал энергетическую систему человека в целом.
Так он заявил, что человек руководствуется различными потребностями, направленными на достижение гомеостаза, а сами потребности выражаются в виде напряжений, которые и являются основным источником энергии.
Например, если в нашем организме упал уровень глюкозы, мы начнем испытывать голод, который выразиться в повышенном возбуждении и в нашей направленности на поиск пищи. Такое напряжение вскоре заставит нас трансформировать энергию в действия и, например купить вкусный хот дог, после поедания которого мы перейдем в состояние эйфории.
Сами потребности Салливан поделил на несколько разновидностей.
Во-первых, он поделил потребности по зоне удовлетворения. Выделив, общие потребности ответственные за благосостояние человека в целом, например, это может быть потребность в пище или воздухе, и зональные потребности связанные с определенным органом удовлетворения. Например, для того чтобы говорить используется именно рот. Хотя некоторые зоны могут реализовывать и общие потребности, например, рот используется для еды и для дыхания.
Салливан также как и Фрейд считал, что в разные периоды развития те или иные зоны выходят на первый план.
Во-вторых, Салливан поделил потребности на физиологические, которые в основном определяются дисбалансом химических веществ в организме и на межличностные, которым он придавал наибольшую роль.
При этом все потребности имеют циклический характер, то есть однократно удовлетворенные, они временно теряют свою силу, но спустя некоторое время возникают снова. Также они выстраиваются в иерархические ряды, где нижестоящие должны быть удовлетворены в первую очередь.
В зависимости от возраста одна и та же потребность может удовлетворяться абсолютно по-разному. У младенца потребность получать ласку может выражаться в виде плача, улыбки или гуления, а потребность матери отдавать ласку — в форме нежных прикосновений к ребенку, его пеленания, укачивания. Так, чтобы удовлетворить потребность в ласке, младенец использует рот, а мать — руки.
Базовый конфликт: ласка и тревога
Среди всех потребностей, Салливан рассматривал две наиболее значимые потребности, вступающие в конфликт.
Основная биологическая потребность — это потребность в ласке, которая связана с социальным взаимодействием в целом и с близостью с другими людьми. Потребность в ласке присуща каждому человеку, поскольку она связана с нормальным психическим состоянием.
Второй наиболее значимой потребностью является потребность в безопасности или потребность защиты от тревоги. И именно тревога является вторым источником напряжения
Если человек очень невротизирован, потребность в безопасности у него выражена сильнее.
В таком случает он будет стремиться получить ласку не из-за соответствующей потребности, а для удовлетворения потребности в безопасности, чтобы избавиться от чувства одиночества, в итоге он будет прижимается к человеку, которого даже не любит, только чтобы было не так страшно одному.
Существуют и иные способы избавления от тревоги, например, алкоголизм и компульсивные действия.
В итоге различные варианты удовлетворения тревоги как бы входят в конфликт с социальной потребностью или потребностью в ласке, мешая ее удовлетворению.
Такие способы постепенно закрепляются в опыте человека, и он начинает применять или повторять то, что уже снижало у него тревогу. Большинство таких привычек формируются в раннем детстве, однако могут добавляться и в последующем.
Тревога
Салливан как уже было сказано, говорил о функционировании организма как энергетической системы, которая работает на основе двух типов напряжений, первый из которых связан с потребностями, а второй с тревогой.
При этом если потребности порождают продуктивный тип напряжений, который заставляет нас действовать для достижения гомеостаза, то тревогу, Салливан наоборот считал вредным напряжением, которое мешает удовлетворению иных типов потребностей и разрушает социальные отношения.
Тревога отличается от напряжений, связанных с потребностями, тем, что она является неопределенной и не побуждает к каким-либо конкретным действиям.
Например, если младенец хочет есть, то причина его дальнейших действий ясна, но если он испытывает чувство тревоги, то едва ли может сделать что-либо, чтобы избавиться от напряжения.
Здесь же формируется и специфический взгляд Салливана на тревогу в целом. Если какой нибудь современный психотерапевт, скажет, что тревога – это скорее подавленная или какая-то неосознанная потребность, то Салливан рассматривал ее как самостоятельный тип напряжения, источник которого еще предстоит выяснить.
Сам Салливан утверждал, что тревога изначально появляется у человека не как следствие каких-либо реальных событий окружающего мира, но передается младенцу от родителя в результате процесса эмпатии.
Так, поскольку все матери тревожатся о своих малышах, все младенцы становятся до некоторой степени тревожными.
Любые признаки тревоги или угроза безопасности младенца приводят к тому, что родитель пытается удовлетворить его потребности. Так, например, мать может накормить своего плачущего ребенка, испытывающего тревогу, ошибочно приняв ее за голод.
Если ребенок отказывается принимать пищу, мать начинает тревожиться еще больше, что повышает уровень тревоги у младенца. В конце концов уровень тревоги ребенка становится настолько высоким, что начинает препятствовать процессам сосания и глотания.
Вследствие этой полученной от матери тревоги ребенок наполняет ей ближайшие объекты среды, после чего он научается избегать активности и избегать этих объектов, вызывающих тревогу.
Точно также тревога мешает нам и во взрослом возрасте. Она делает нас неспособными учиться, сужает диапазон восприятия, ослабляет память
Тревога приносит страдания, и мы имеем естественную тенденцию избегать ее, предпочитая состояние эйфории или полного отсутствия напряжения.
Именно поэтому для избавления от тревоги мы формируем так называемую систему самости, и которая призвана избавить нас от этого неприятного чувства
Динамизмы
Напряжения, которые возникают в нашем организме в связи с потребностями или тревогой поддаются так называемые трансформациям и превращаются в определенные действия, эмоции и мысли
С течением времени определенные трансформации накапливаются и человек формирует стандартные для себя паттерны поведения, которые Салливан назвал динамизмами.
Он описывал динамизм как "относительно устойчивый паттерн энергетических трансформаций, который периодически возникает на протяжении всей жизни человека, то есть динамизмы для нас означает примерно тоже самое, что и черты личности или особенности характера.
Динамизмы подразделяются на рассогласовывающие, изолирующие и согласовывающие.
Основным Рассогласовывающим динамизмом по Салливану является озлобленность
Озлобленность — это динамизм злости и ненависти, который характеризуется чувством, что человек живет среди врагов. Озлобленность часто принимает форму застенчивости, вредности, жестокости или других видов антиобщественного поведения.
Это качество возникает в возрасте 2-3 лет, когда дети начинают игнорировать и отвергать действия, которые фактически были проявлением материнской ласки.
В этот момент многие родители пытаются контролировать поведение своих детей с помощью наказаний и в результате дети начинают воздерживаться от любых проявлений потребности в ласке, защищая себя с помощью озлобленности.
Другим важным динамизмом является сексуальное влечение, которое Салливан рассматривал как изолирующую потребностью, не требующую обязательного присутствия другого человека. Но даже если объект сексуального влечения — другой человек она проявляет себя в форме аутоэротичного поведения,
Сексуальное влечение является очень мощным динамизмом в период юности, когда оно зачастую ведет к снижению самооценки. Сексуальная активность человека часто отвергается другими, что увеличивает уровень его тревоги и подавляет чувство собственной ценности. Кроме того, сексуальное влечение часто служит помехой близким отношениям, особенно в период ранней юности.
Наконец, согласовывающий динамизм: близость. По мнению Салливана именно в этом динамизме и проявляется потребность в ласке.
Близость является целостным динамизмом, который направлен на то, чтобы вызвать у партнера симпатию, нежность и преданность и тем самым избавиться от двух неприятных чувств — тревоги и одиночества.
Близость развивается у детей перед половой зрелостью — во время предъюношеского периода — и обычно существует между детьми одного пола. Близкие взаимоотношения с человеком противоположного пола возникают в период поздней юности или даже зрелости.
Я-система
В качестве центрального динамизма, обеспечивающего нормальное функционирование человеческой личности, Салливан выделил так называемую Я-систему.
Я-система — комплексный образец поведения, который обеспечивает безопасность личности, защищая ее от тревоги.
Поскольку первичная задача Я-системы — это защита от тревоги, она является основным камнем преткновения, препятствующим положительным изменениям личности"
Я-система развивается в возрасте 12-18 месяцев, когда ребенок начинает понимать, какие поступки поднимают уровень тревоги, а какие снижают. А ее формирование происходит за счет межличностного взаимодействия и тех оценок, которые нам приписывают другие, а также формирования так называемых персонификаций или образов себя и других.
Персонификации
Персонификация — это индивидуальный образ самого себя или другого, который представляет из себя комплекс чувств, отношений и представлений.
Такие образы редко соответствуют реальным людям и первоначально формируются для построения частных отношений, затем продолжая влиять на отношение к окружающим всю нашу жизнь.
Так, человек закрепивший образ отца как диктатора, может спроецировать эту персонификацию на других мужчин старшего возраста, например, учителей, или начальника.
В качестве основных персонификаций Салливан выделял те, что формируются в раннем детстве, например, персонификации хорошей и плохой матери.
Первый из формируемых человеком мысленных образов является плохая мать. Этот образ рождается из младенческого опыта, связанного с "плохим соском или соском, который не удовлетворяет потребность в пище ну можете вспомнить мой ролик по теории Мелани Кляйн.
Не имеет значения, сосок ли это материнской груди или соска, надетая на рожок, из которого кормят ребенка. Персонификация является не точным образом "настоящей" матери, а лишь неясным представлением ребенка о том, что его неправильно кормят.
Персонификация мать-хорошая основана на материнской ласке и поддержке и представлении о "хорошем соске", приносящем удовлетворение.
Хорошая мать возникает после формирования персонификации мать-плохая. Затем Эти две персонификации складываются в комплексную персонификацию, состоящую из противоположных качеств, проецируемых на одного и того же человека. Однако пока младенец не овладел речью, эти два противоположных образа матери могут спокойно сосуществовать друг с другом.
после того как создан образ матери, в результате межличностного общения у ребенка формируется персонификация самого себя или образ я.
Такой образ формируется на основе так называемых отраженных оценок и состоит из трех частей (я-плохой, я-хороший, не-я).
Персонификация я-плохой является следствием наказаний и неодобрения, полученных от матери. Возникающая в результате тревога достаточно сильна, чтобы младенец понял, что поступил нехорошо, но не настолько серьезна, чтобы стать причиной вытеснения.
Персонификация я-хороший является результатом переживаний младенца, связанных с одобрением и поощрением. Такой опыт снижает уровень тревоги и создает персонификацию я-хороший.
Персонификацию не — я может сформировать у младенца внезапная сильная тревога. Когда ребенок отрицает свои переживания, воспринимая их не относящимися к его Я, они становятся частью персонификации не-я.
Эти персонификации не-я также встречаются и у взрослых и могут проявляться в виде снов, шизофрении и различных диссоциированных реакций.
Наконец еще одной важной персонификацией является Персонификация идола
Если потребность ребенка в общении невозможно полностью удовлетворить, то он может придумать себе воображаемых друзей, станут для ребенка так же важны, как и реально существующие. Однако, персонификации идола присущи не только детям: большинство взрослых склонны приписывать окружающим людям черты характера, которыми те не обладают.
Персонификации в целом препятствуют общению и мешают людям находиться на одном уровне знания.
Защитные механизмы
Как уже было сказано в основе нашей личности лежит динамизм Я системы. Такая система направлена на то, чтобы защитить нас от необъяснимой тревоги, что происходит за счет двух защитных механимов диссоциации и селективного внимания.
Диссоциация, по Салливану – это аналог фрейдовского понятия вытеснение, который предполагает отщепление тех или иных психических элементов от сознания, связанных с тревогой
Например, для ребенка это могут быть реакции, не получающие никакого подкрепления, а для взрослого поведение, которое не соответствует его образу я.
Однако эти переживания не исчезают: они продолжают влиять на личность на подсознательном уровне могут даже проявляться в снах, мечтах или других бессознательных действиях.
Селективное игнорирование — это отказ обращать внимание на вещи или явления, которые человек не хочет замечать.
Селективное игнорирование отличается от диссоциации, так как игнорируемые переживания более приемлемы для сознания и более ограничены в возможностях.
Они возникают после того, как устанавливается Я-система, и активизируются, когда мы пытаемся заморозить переживания, которые с ней не согласуются. Например, люди, которые считают себя добросовестными водителями могут "забывать" о множестве случаев, когда они превышали скорость или не останавливались у знака "стоп".
Селективно игнорируемые ощущения, так же, как и диссоциированные переживания, воздействуют на человека, даже если не осознаются им.
В итоге люди стремятся отрицать или искажать межличностный опыт, который вступает в конфликт с их образом я, с помощью игнорирования и диссоциации, что во многом усиливает их персонификацию не-Я и рождает внутренний конфликт приводя к болезни.
Когнитивные процессы
Еще одним вкладом Саливана является разработанная им теория уровне познания. Так он говорит, что в процессе развития человека сменяется три уровня его мышления прототаксис, паратаксис и синтаксис
Прототаксис — это несвязанный «поток сознания», череда отдельных, и неорганизованных ощущений, эмоций, образов. Он характерен для младенцев, взрослые же его переживают в сновидениях и в измененных состояниях сознания.
Паратаксис фиксирует связи событий, происходящих одновременно, но не обязательно реально связанных между собой. На паратаксисе основаны суеверия и предрассудки, например, когда человек верит, что его несчастья произошло из-за черного кота или порчи.
С помощью паратаксиса мир ребенка постепенно начинает приобретать черты организованности. Ребенок осознает, например, что определенные звуки, например доброжелательный голос матери обещают скорый и наиболее сладкий из всех объектов — ее грудь или бутылочку с молоком. Другой звук является сигналом радостного появления хорошего друга — собаки.
На основе такой последовательности ребенок начинает предвидеть события и объяснять их, например, начиная применять язык символов к определенным объектам и к людям. Он открывает, что извлечением определенных звуков можно управлять матерью, а с из-за других им могут пренебрегать.
Наконец, Синтаксис — специфически человеческая форма организации опыта, основанная на использовании языка. В ней присутствуют логические связи и общепринятые значения.
Однако даже после достижения этой стадии развития некоторые индивиды могут деградировать, реализуя паратаксический способ действия.
Так, молодая жена может быть убеждена в том, что муж больше ее не любит, потому что он молчит за обедом. Салливан называет это фальшивым осознанием причинности.
Он отмечает, что невротики особенно подвержены паратаксическому способу действий. Но даже те люди, которые признаются нормальными, смешивают паратаксический и синтаксический способы в своем мышлении.
Психотерапевтическое интервью
пытаясь применить к шизофреникам психоаналитический метод свободных ассоциаций, Салливан обнаружил, что эта техника часто вызывает у пациентов значительное повышение уровня тревоги. Чтобы преодолеть эту проблему он разработал оригинальную процедуру, названную "психотерапевтическим интервью",
Он определял свое интервью как "систему межличностных процессов, возникающих в соучаствующем наблюдении, в ходе которого терапевт делает определенные заключения об пациенте
Поскольку Салливан считал, что психические расстройства рождаются из межличностных проблем, он основал свою терапевтическую процедуру на попытках улучшить отношения пациента с людьми.
Чтобы облегчить этот процесс, психотерапевт становится одновременно наблюдателем и участником отношений с пациентом, тем самым давая ему возможность установить синтаксическую связь с другим человеком
Проводя интервью, Врач должен активно наблюдать за тем, что делает больной, как и что он говорит, но не допускать при этом собственного вторжения в ход психических процессов больного, не навязывать ему своих искажений или персонификаций, которые могут привести больного в состояние селективного внимания.
Вчувствование во взаимные эмоции являются характерными чертами такого подхода Саливана, что контрастирует с объективной ролью терапевта во фрейдистком психоанализе.
При этом, главным объектом психиатрического выявления неврозов и психозов должна быть не психическая структура, а те виды поведения, которые возникают между людьми.
Усилия терапевта должны способствовать развитию самости, ослаблению давления диссоциированных наклонностей, их осознанию и интеграции в систему я
Терапевт во многом работает здесь и сейчас и выявляет наиболее уязвимые для тревоги «места» в складывающихся между ним и пациентом отношениях.
В итоге в ходе психотерапии можно наблюдать восполнение отсутствующих переживаний, свойственных той или иной стадии развития, что, по-видимому, влечет за собой благоприятные изменения.
Салливан подразделял сам процесс психиатрического интервью на четыре стадии: формальное начало, зондирование, детальное исследование и завершение лечения.
Первая стадия, формальное начало, представляет собой знакомство с пациентом, выяснение причин обращения к психотерапевту и другие формальные аспекты т. д. Первичный контакт крайне важен, поскольку на этом этапе психотерапевт пробуждает у пациента доверие, выясняет причины обращения, делает первые выводы и разрабатывает курс лечения.На стадии зондирования психотерапевт получает подробную информацию о жизни и проблемах пациента, задавая открытые вопросы, на которые пациент отвечает не задумываясь, пока наконец его мыслеобразы не сосредоточатся на какой-нибудь одной важной проблеме. Стадия зондирования обычно длится от 7 до 15 часов, но может иметь продолжительность и 20 минут, если терапия состоит из одного интервью. На этой стадии психотерапевт анализирует полученные данные, после чего пациент вносит в них поправки и добавления.Третья стадия, детальное исследование — период проверки предположений, выдвинутых во время первых двух стадий. Психотерапевт пытается глубже понять пациента, задавая ему конкретные вопросы, требующие подробных ответов. Как правило, эти вопросы касаются личных проблем и жизни пациента, его отношения к себе и окружающим людям. Психотерапевт внимательно оценивает все возможные значения ответов на эти вопросы и пытается сопоставить их с данными, полученными на предыдущих стадиях.Последняя, стадия психотерапевтического интервью, называется завершением или перерывом. Во время каждого перерыва психотерапевт дает пациенту "домашнее задание" — что-нибудь сделать или вспомнить. Психотерапевт также делает выводы о том, достиг ли пациент какого-либо прогресса, делится ими с пациентом, дает ему рекомендации и формально завершает встречи. Завершать встречи нужно очень мягко, иначе все полученные результаты могут быть утеряны.Заключение
В период с 1925 по 1929 год Гарри Салливан активно работал с больными шизофренией и добивался отличных результатов без применения лекарств. Он утверждал, что это заболевание в значительной мере возникает под влиянием культурных факторов и его можно вылечить.
Любопытно, что все мужчины, принимавшие участие в его исследовании, были гомосексуалистами, что, по-видимому, связано с тем, что и сам психолог большую часть жизни скрывал свою нетрадиционную ориентацию.
В итоге, один из его пациентов со временем стал его любовником и даже переехал к нему жить, хотя Салливан называл его своим приемным сыном.
Интересно и то, что единственным более тяжелым чем тревога переживание по Салливану было одиночество. Это неудивительно, ведь Салливан и сам в детстве в полной мере пережил трагедию одиночества.
Сама же теория Салливана некогда популярная, быстро утратила свою известность, однако и сегодня оказывает влияния на мир психотерапии.
Авдеев Павел Сергеевич