Система Марии Монтессори, невзирая на собственный «почетный» возраст, продолжает оставаться одной из базовых технологий, используемых в обучении и корректировки малышей с разными отклонениями в психологическом развитии. Она имеет конкретную связь с детской нейропсихологией, которая на нынешний денек является ведущей в сфере ранешней психической помощи отклоняющегося развития. Стив Хьюз, доктор наук, спец по детской нейропсихологии, доктор кафедры педиатрии и неврологии Мед школы института Миннесоты, много лет являющийся фанатом системы Монтессори, в собственных работах и лекциях отмечает, что образование по системе Монтессори – это способ развития, основанный на принципах стимулирования работы мозга, позволяющий персонально подступать к занию мира. Детки осваивают практические актуальные способности, обучаются самовыражению и совместным играм в бережно сделанной атмосфере почтения, спокойствия и радости
Долголетний опыт работы практическим психологом с детками, имеющими разные нарушения психологического развития, дозволяет отметить, что способ Монтессори, на мой взор – наилучшая из всех моделей корректировки, основанная на принципах развития мозга. Конкретно она фокусируется на развитии работы мозга малыша. Монтессори-материал является неплохим тестовым инвентарем и дозволяет верно оценить уровень и этапы развития высших психологических функций и ума малыша, сделать условия и определённую среду, как для ублажения его сегодняшних способностей, так и для предстоящего развития его работы мозга. К примеру, сенсорный материал в методике построен так, что меняется лишь один из характеристик – или цвет, или форма предмета, что дозволяет проводить точную диагностику нарушений. При всем этом Монтессори-материал применяется не в самой процедуре нейропсихологического обследования, а в процессе «активного», по терминологии Монтессори, наблюдения за ребенком во время вольной деятельности либо организованных занятий. Таковой подход к диагностике дозволяет получить ещё наиболее четкие, расширенные и полные диагностические данные о структуре недостатка и заморочек в мозговой деятельности.
Наш детский сад посещают малыши с разными нарушениями в развитии. У большинства из их отмечается сниженная работоспособность, разные нарушения внимания, недостаточно сформированная либо отсутствующая речь; низкое развитие функций планирования и контроля; зрительно-пространственные препядствия и трудности переработки слуховой и зрительной инфы, часты нарушения сенсорной интеграции и поведения по гиперактивному типу. С нейропсихологической точки зрения все эти нарушения имеют общую составляющую: недочет адаптивных либо наличие неадаптивных нейронных связей в мозге ребёнка. Обычно, при нейропсихологическом обследовании обнаруживаются признаки нарушений в развитии первого блока мозга и признаки не довольно сформированного второго. Некие психологические функции (в особенности у малышей старше 5 лет) оказываются сформированными в искаженном виде. Таковым образом, нейропсихологическая диагностика дозволяет осознать предпосылки проблем с целью определения стратегии и направлений предстоящей корректировки.
Основой нейропсихологической корректировки являются способы неоднократного повтора определенных действий для формирования устойчивых связей на нейронном уровне. В методике Марии Монтессори как раз одним из главных частей является повторение однотипных действий. Повтор помогает мозгу лучше работать, а сделанная неопасная размеренная атмосфера, которая также является основой Монтессори-среды, помогает нейронным связям малыша работать еще лучше. Практическая деятельность, на которой основан способ, отменно улучшает результаты обучения. В Монтессори-пространстве ребенок усваивает, что у хоть какого задания есть три поочередных шага: исходная часть, процесс выполнения работы и шаг, когда работа стопроцентно закончена. Выполнение схожих заданий провоцирует развитие нейронных связей мозга, которые будут употребляться ребёнком для решения в предстоящем ежедневных задач.
В собственной коррекционной работе вместе с нейропсихологическими методиками я удачно использую Монтессори материалы, которые размещены в ресурсной комнате детского сада. Тут проводят занятия все спецы, которые работают с ребенком: учитель-дефектолог, воспитатели, психолог и музыкальный управляющий. Таковой подход обеспечивает коррекционный тандем в работе и дозволяет обеспечить действенное психолого-педагогическое сопровождение малышей.
Все материалы в специально приготовленной среде размещаются в определенной последовательности. Поначалу материалы зоны упражнений в практической жизни, за ней – зона сенсорного развития и т.д. Стоит увидеть, что эта последовательность является мобильной и может изменяться зависимо от целей и шагов работы с определенным ребёнком либо подгруппой малышей. Внедрение сенсорных материалов ориентировано на дифференциацию разных видов восприятия: зрительного, слухового, кинестетического и остальных. Освоение навыка умения работать с материалом приводит к формированию у малыша принципа «я могу» (2-ой многофункциональный блок мозга) – уровня крепких автоматических способностей, тренировкой лобных отделов левого полушария мозга.
Сначала занятия непременно употребляются построения особенных видов движений по кругу (с ориентировкой на жёлтую Монтессори-линию) , также различного вида дыхательных упражнений, целью которых является профилактика понимания собственного тела. На самом деле, такие виды упражнений разрешают оказывать воздействие на подкорковые и стволовые образования мозга. Потом ребенку предлагается, руководствуясь принципом «я желаю» (1-ый многофункциональный блок мозга), избрать определенный материал. Фактически каждое упражнение имеет агрессивно закрепленную пространственную схему построения материала на столе или рабочем коврике слева – вправо и сверху вниз и завершается справа понизу. Поработав с материалом, ребенок должен возвратить его в начальное положение. Таковым образом, действует принцип «я должен» (3-ий многофункциональный блок мозга), обеспечиваемый когнитивными, речевыми действиями. При всем этом темп работы он выбирает без помощи других. Никто не торопит копотливого малыша и не тормозит активного, ведь работа с монтессори-материалом ориентирована на получение ожидаемого самим ребенком результата. Оценок ребенку тоже никто не ставит, он сам описывает, используя разные способы контроля, как совладал с упражнением, и сам исправляет свои ошибки. Ребенок может работать с материалом столько, сколько ему нужно, чтоб перейти далее к уровню свернутых действий.
Необходимо отметить, что в процессе работы нами были выделены некие недочеты использования способа Монтессори в его традиционном виде. К ним мы относим последующее: Мария Монтессори считала нужным, чтоб ребенок постоянно сам выбирал из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет его животрепещущую потребность развития, что обязано содействовать развитию самостоятельности и инициативы малыша. Но у малышей со сложными либо комбинированными нарушениями развития нередко наблюдается дефицитность случайной регуляции деятельности, приводящая к трудностям разрешения ситуации выбора, в особенности когда вариантов выбора оказывается много. Потому мы адаптировали методику в соответствие с возможными способностями и чертами нашего контингента малышей. И лицезреем необходимость сузивать «приготовленную среду» особенным образом, понижая количество дидактического материала для выбора и оставлять для занятия только некую часть упражнений. Выбор упражнений осуществляется не в чётко данном методе, а в соответствие с достижениями ребёнка и оценкой необходимости использования конкретно того либо другого задания в данный определенный момент. Таковой подход дозволяет ориентироваться на личные нейродинамические индивидуальности всякого ребёнка, что существенно увеличивает эффективность корректировки.
Монтессори-материал и принципы методики Монтессори разрешают выполнить полный подход к построению коррекционных программ и обеспечить связь в работе различных профессионалов.
В соответствие с задачками персональной нейропсихологической корректировки, с его помощью можно производить работу по исправлению нейродинамических и регуляционных нарушений (1-ый и 3-ий блок мозга). Так, к примеру, при нарушении внимания: избегание лишней вербальной аннотации при демонстрации материала, предоставление помощи в наименьшем объеме для избегания отвлекающих и лишних раздражителей, развитие случайной концентрации внимания во время наблюдения за «крайней каплей». Либо при нарушениях регуляции – контакт «глаза в глаза», гиперактивность, стереотипии, что нередко типично для малышей с РАС: упражнения по стабилизации состояний ребёнка (на полосы, в тиши), перевод стереотипных движений в функционально полезные (пересыпание, построение башни, перекладывание и т.д.).
В части нейропсихологической корректировки парциальных расстройств (нарушения второго блока мозга) при соматосенсорных дилеммах — агнозии, увеличения порога чувствительного восприятия средством использования методики Монтессори целесообразны: упражнения на ощупывание, на равновесие, слуховые коробки, колокольчики, речевые звуковые упражнения, упражнения с геометрическими телами и формами, внедрение геометрического комода, упражнения по сортировке с закрытыми очами.
Стоит также отметить индивидуальности и плюсы дидактического материала методики для нейропсихологической корректировки. Любой монтессори-материал имеет несколько уровней трудности, позволяя упрощать либо усложнять работу. Высшие психологические функции малышей начинают развиваться в предметной деятельности и в сотрудничестве со взрослыми людьми. Сначала работы психолог презентует материал и указывает метод деяния с ним, таковым образом он берёт на себя функцию слабенького звена малыша – неумение действовать конструктивно и без помощи других. Но равномерно зона наиблежайшего развития расширяется. Малыш делает упражнение без помощи других с привлечением разных наружных опор. Это могут быть и обводка пальцем ложбинок блока с цилиндрами, и особая постановка рук при внедрении понятий большенный – небольшой, длиннющий – маленький. Не считая этого, в монтессори-материале задан какой-нибудь из методов самоконтроля: механический – в работе с геометрическим комодом, метки в шумящих цилиндрах. Иными словами, разные наружные опоры разрешают ребенку без роли взрослого выполнить четкое поэлементное действие. Любой материал имеет как минимум один четкий метод внедрения. Выполняя упражнение, ребенок воспроизводит этот метод не один раз. К примеру, при построении розовой башни метод построения ряда воспроизводится не наименее 10 раз. Это приводит к автоматизации и переходу на последующий уровень мышления. Развернутое поэлементное выполнение построения розовой башни, когда ребенок вручную передвигает любой куб, ассоциирует его, описывает самый большенный, повторяет сопоставление, приводит к действию свернутому, перебегает во внутренний план. Ребенок уже не повторяет весь метод действий, он строит ряд, делая упор лишь на зрительное соотнесение.
Таковым образом, внедрение способа Монтессори и дидактического материала может стать довольно полезным и действующим инвентарем в работе по корректировки отклонений и нарушений высших психологических функций, быть достойным дополнением либо частью личных программ нейропсихологической помощи.
Нечитайло Наталья Евгеньевна