Главной темой работы З. Фрейда «Я и Оно» является описание переработанной структуры психологического аппарата с целью разъяснения неких психологических феноменов, для описания которых первой топики оказывается недостаточно.
Обращая внимание на название работы, можно отметить, что она несёт внутри себя номинативную функцию, которая сразу с обозначением темы производит и маркетинговую составляющую. Также, уже по прочтении работы принуждает возвратиться к заголовку, так как возникает вопросец о том, почему в нём указаны только инстанции Я и Оно и нет упоминания о Сверх-Я. Это показывает на наличие принципиальной смысловой перегрузки, может быть, в связи с тем, что Сверх-Я является представителем Оно.
Работа состоит из 5 глав, плавненько перетекающих одна в другую в согласовании с постепенным углублением в изучаемый материал, который владеет большой содержательностью, открывает огромное количество смыслов и явлений, также даёт пространство для раздумий и предстоящего исследования темы.
В первой части З. Фрейд припоминает о первой топике психологического аппарата, описывая в деталях, и при всем этом в ординарном и понятном формате, что есть сознание, предсознательное и безотчетное. Дальше он приводит нас к формированию новейшего понятия Я, которое формируется для необходимости надзирать все духовные процессы и которая совершает вытеснение в безотчетное без ведома сознательного, а как следует, в самом Я есть нечто безотчетное, что оказывает мощное действие, не переходя в сознание. Отсюда выявляется неувязка, сплетенная с затруднениями в разъяснении, к примеру, невроза, сводящегося к конфликту сознательного и безотчетного, которым воспользовались ранее. Создатель приходит к выводу, что не всё безотчетное является вытесненным, и нрав бессознательности теряет старенькое значение: «Он становится неоднозначным качеством».
Данные выводы планомерно подводят читателя ко 2-ой части работы, где описывается построение представлений о Я и Оно: «Индивидум для нас — это психическое Оно, непознанное и безотчетное, на поверхности которого лежит Я, развившееся из системы восприятия как ядра». Я является изменённой частью Оно в связи с действием наружного мира и при помощи системы восприятие – сознание. Создатель ассоциирует Я и Оно с наездником и лошадью, которою Я управляет, но при всем этом выполняя волю Оно, думая, что это его собственная воля. Схожее описание плавненько перебегает к мысли о том, что кроме безотчетного глубочайшего в Я, в нём же есть и высочайшее, выражающееся в безотчетном чувстве вины.
3-я часть работы обрисовывает то, чем является Сверх-Я. «Сверх-Я, репрезентация нашего дела к родителям»,- идеализирующего дела к ним, это подмена тоски по папе, она содержит внутри себя то, из что образовались все религии. Сверх-Я является тем, что Я черпает из Оно, что дозволяет оживить наиболее старенькые образы Я, находящиеся в Оно. Путём установления Сверх-Я, Я само подчиняет себя Оно и завладевает Эдиповым комплексом. Я тут является представителем действительности, а Сверх-Я — представителем психологического Оно – это есть противопоставление наружного и внутреннего миров, которое приводит к конфликтам меж Я и Сверх-Я.
В четвёртой части Фрейд выделяет два вида влечений: сексапильные влечения (эрос) и желание к погибели. Сиим влечениям, соответственно, присущи физиологические процессы: синтез и распад. Фрейд пишет: «В каждой части жив субстанции действуют оба влечения, но всё же в неравных пропорциях, и потому одна субстанция может стать главным представителем эроса». Деструктивное желание служит эросу в целях разрядки. Оба этих влечения смешиваются вместе, как, к примеру, в амбивалентности любви и ненависти. Создатель задаётся вопросцем: не является ли амбивалентность при неврозе результатом расслоения влечений? Дальше создатель проявляет энтузиазм к поиску проявления соотношения меж Я, Сверх-Я, Оно и обоими видами влечений, также установлению твёрдой позиции для принципа наслаждения в отношении обоих влечений и психологических дифференциаций.
В крайней главе З. Фрейд подводит результат вышеизложенных частей, говоря: «Ни один из подзаголовков не совпадает на сто процентов с содержанием главы и что мы опять и опять возвращаемся к пройденному, собираясь учить новейшие связи».
Создатель приводит случаи безотчетного чувства вины для доказательства того, что Сверх-Я просочилось поглубже в Оно, чем Я и поэтому быть может представителем Оно по отношению к Я и является наиболее отдалённым от сознания, чем Я. Оно противопоставляет себя Я как Сверх-Я, так как у Оно нет средств, чтоб выразить то, что оно желает.
Итогом изложенного в крайней части можно обозначить, что Фрейд считает «моралью» ограничение влечений: «Оно на сто процентов безнравственно, Я старается быть моральным, Сверх-Я может стать гиперморальным и в таком случае настолько ожесточенным, каким быть может лишь Оно». Выходит, что чем больше человек сдерживает свою злость вовне, тем агрессивнее становится его Я-идеал по отношению к собственному Я. Таковым образом, ограничение злости вызывают злость, направленную вовнутрь, человек становится заложником собственных эталонов, берущих начало глубоко в древности.
Текст подводит итоги прошлых работ, содержит в себе огромное количество отсылок ко всем текстам, написанным ранее Фрейдом, и, сразу с сиим, заглядывает вперёд на ещё не изученные явления. Работа содержит весьма огромное количество мыслях и мыслей, пробует вместить в себя почти все, и поэтому её чтение быть может довольно сложным. Но это нужно, так как данный текст является важным и решающим в последующих взорах на психоанализ – он накладывает новейшую теорию относительно психологического аппарата на старенькую, что ведёт к неминуемому соотношению со почти всеми прошлыми мыслями, которые мы и встречаем в рассматриваемом тексте.
Подводя результат, можно сказать, что в работе «Я и Оно» Фрейд тщательно разворачивает и обрисовывает структурную модель психики, внося тем новейшие понятия: «Я», «Оно» и «Сверх-Я», психологическая динамика которых нужна для развития и детализированного разъяснения формирования неврозов, где 1-ая топика с её понятиями была недостаточной, но также неподменной. Сейчас внутренний конфликт – это не попросту конфликт меж сознательным и безотчетным, всё становится труднее. Фрейд вчеркивает новейшие понятия в старенькую теорию и тщательно выявляет механизм их работы, где выясняется, что задачей Я является ублажение влечений Оно, которое не обязано при всем этом идти в разрез с требованиями действительности, за соблюдением которых смотрит Сверх-Я.
Ярошенко Алла Владимировна