"— Ты бы желала сняться в моем кинофильме?
— А что мне необходимо будет созодать?
— Просто быть собой.
— Какой конкретно?"
© х/ф "Я совратила Энди Уорхола" ("Factory girl")
По сути — отовсюду и из ниоткуда. Наверное не скажешь. Вообщем, если гласить о людях с биполярным аффективным расстройством (та же циклоидность, лишь наиболее выраженная, на уровне психологического расстройства, где уже почаще всего нужна медикаментозная помощь), то там почаще всего генетика, а воспитание и травмы — уже как сопутствующие причины. Но, снова же, как я уже ранее писала, акцентуация при определенных обстоятельствах может вырасти в расстройство личности и напротив — если лечиться, естественно.
Обычно, в детстве все циклоиды были обычными гипертимами: радостные, энергичные, неунывающие, компанейские, калоритные, чувственные, эмпатичные, наивные, увлекающиеся, непостоянные, разговорчивые, открытые, миролюбивые. Они могут просто подойти к первому заинтересовавшему их ребенку и завести с ним разговор. Склонны очень увлекаться кое-чем либо кем-то. В младших классах у их быть может миллион кружков, на которые они сами себя записывают (время от времени втихаря от уже задолбанных родителей), и, при всем этом, в отличии, к примеру, от нарциссов либо истероидов, для их не так принципиально (хотя и весьма приятно, непременно), чтоб они были в собственных делах и активностях самыми наилучшими, сколько идут туда за кайфом от самого процесса, который так же просто могут забросить, если растеряют энтузиазм. Конкурентность им не особо увлекательна сама по для себя, разве что как процесс, вызывающий калоритные эмоции. Они инициативны, просто поэтому, что не могут бездействовать. Им увлекательны не столько сами заслуги, сколько процесс заслуги чего-то. Мир смотрится для их красивым, даже если вокруг полный треш — они, естественно, правильно чувственно реагируют и могут, само собой, ярко испытывать всю гамму эмоций и чувств, но просто и стремительно выходят из переживаний либо даже испытывают от их типичный кайф.
И вот, представим, приходит таковой вот радостный ребенок домой, и начинает, само собой, интенсивно говорить о том, что там у него за денек вышло, хвастаться своими фуррорами и, как смешной рассказ, говорить о собственных бедах, генерировать превосходные и дурные идеи, кидаться с объятиями и все в таком духе. А предки поссорились и не в настроении совершенно его слушать. Ну либо не поссорились, но не настроены. В конце концов нескончаемый поток сознания выдержать не многим дано и не любой умеет приостановить болтливость циклоида в гипертимной фазе так, чтоб его при всем этом не оскорбить. Но совершенно он в таком состоянии нередко и не очень парится о этом — он просто поищет либо другую компанию либо выдумает для себя занятие. Если дело касается ссор, здесь труднее — будучи неконфликтным, он сам может очень переживать о ссорах родителей и всячески пробовать их помирить либо спасти кого-либо из их. Ну и, в конце концов, если все мирятся — он облегченно вздыхает. Все счастливы, мир опять великолепен.
И здесь — бац — приходит опасный пубертат. Сам по для себя подростковый кризис часто, если не постоянно, сопровождается разочарованиями, но любой акцентуант проживает его по-своему. И здесь и циклоид замечает, все, что не замечал ранее, но оно по сути уже поднакопилось: что меж родителями все плохо, его рвения и увлечения им неинтересны, львиная толика его наилучших таковых красивых друзей — глумятся над ним за его спиной, и, естественно же, тот/та 1-ая любовь, само собой, не оказывается обоюдной. В целом, снова же — практически все через это проходят, но вопросец в том как. Как это конкретно у циклоидов? Вот в этот момент у циклоида весь его разноцветный радужный мир рушится и происходит 1-ая болезненная смена фаз — из неунывающего гипертима он преобразуется в темного, раздражительного и депрессивного. Он практически ни с кем не разговаривает, ничего не желает созодать (не считая как спать), если его пробовать растормошить, то будет лишь раздражаться и с надеждой глядеть разве что в сторону окна. Предки в шоке, им кажется, что это не их ребенок. Говоря метафорически (хотя, может, время от времени и не только лишь) — из тусовщика перевоплотился в гота. Сам циклоид весьма тоскует по прежнему для себя, и переживать депрессию еще труднее, зная, какой подъем был ранее. В субдепрессивной фазе, обычно, ужаснее всего циклоиду днем, а поближе к вечеру состояние мало улучшается.
Дальше, уже у кого, как и когда, фаза снова может изменяться на гипертимную. А позже снова на депрессивную. Ну и так циклично. Часто как раз в периоды межсезонья, допустим, в осеннюю пору — гипертимная фаза (мания в БАР), а в весеннюю пору — субдепрессивная, но быть может и напротив, и с иными временными интервалами, как наиболее маленькими, так и наиболее длительными — от нескольких дней до недель и месяцев. Но, к слову, полностью "незапятнанных" периодов радости и тоски у их, обычно, нет. В гипертимной фазе может возникать "светлая печаль" и "чёрный юмор" в депрессивной. Ну и еще миллион остальных чувств. Фаза, быстрее, описывает общий фон состояния, но чувства и эмоции в их могут быть различными, как у хоть какого более-менее здорового человека. Время от времени бывает что-то более-менее ровненькое в промежутках меж фазами. Но, к слову, циклоиду тогда становится скучновато, так же, как и почти всем людям с БАР и они из-за этого не желают лечиться.
Но циклоид — только акцентуация, так что вылечивать их и не надо, а принципиально обучить брать наилучшее из собственных абсолютно обратных состояний и ничего не натворить в мощных чувственных порывах. Мучения от повторяющихся перепадов настроения у циклоида полностью могут окончиться, когда они научатся их обдумывать и услаждаться ими. Для остальных, обычно, циклоиды не небезопасны, хотя с ними быть может трудно — но огромную опасность они представляют себе самих, из-за безбашенности в гипертимной фазе и суицидальных настроев в депрессивной. Основная задачка для циклоида, как и для чувственно лабильного — позволять для себя ощущать то, что ощущается, но не давать эмоциям глобально управлять своими действиями. Ну и не валить вину за свое, к примеру, депрессивное состояние на всех попорядку (хотя, естественно, не исключены ситуации, где ее что-то могло реально спровоцировать), а осознавать, что в большей мере просто такая их природа и нужно с сиим как-то самим разбираться и конструктивно просить о помощи и поддержке, если она нужна, ну и в рамках разумного, естественно. Поняв свою акцентуацию, часто, жить циклоидам становиться проще, они начинают выслеживать, как, когда и из-за что изменяются их фазы (хотя бывает и из-за ничего), и больше обдумывать, когда их те либо другие рвения продиктованы конкретно чувственным состоянием и от неведения куда себя деть.
Осознавание повторяющейся смены фаз помогает припоминать самим для себя о том, что состояние поменяется. Это помогает в депрессивной фазе, но, ухудшает ситуацию в маниакально-гипертимной — они так страшатся снова впасть в депрессию, что так загружают для себя различными делами, активностями и общением, тусовками и т. д., что из-за этого, в итоге, и выгорают и впадают в субдепрессивную фазу — как таковой типичный вид чувственного отдыха. Но если научиться более-менее хотя бы надзирать свое поведение — замечать вялость и давать для себя время отдохнуть, подремать, погрустить в конце концов, то можно придти к полностью адаптивному и ресурсному варианту данной акцентуации. Так же благодаря большенному опыту таковых различных и обратных чувственных состояний, циклоиды хорошо соображают чувства и переживания остальных людей в различных чувственных состояниях, могут от всей души сопереживать и поддерживать.
Но есть и оборотная сторона медали. Они весьма остро нуждаются в многообразии и их убивает быт, рутина и монотонность. Как друзья, циклоиды полностью хороши, но в личных отношениях с ними быть может трудно. Они непредсказуемы и переменны. Склонны к забрасыванию бытовых дел — и, при всем этом, циклоид не то чтоб не готов что-то создать (ему просто необходимо повсевременно припоминать, просить и все в таком духе), но практически никогда не замечает того, что нужно что-то созодать в быту — то из-за того, что кое-чем увлекся в гипертимном порыве, то из-за того, что в депрессивных терзаниях это все для него не имеет смысла, разве что незапятнанная посуда совершенно завершилась. То они заняты безудержным погружением в деятельность, то вполне пассивны. Их чувственность, общительность, тусовочность и открытость, а так же, часто, общение на грани флирта (притом с представителями хоть какого пола) в гипертимной фазе быть может еще тем испытанием для ревнивых людей, а ограничение в этом циклоидов приводит или к их погружению в депрессию, или к разрыву отношений. Но разрыв с циклоидом — дело тоже весьма непредсказуемое. Он может возжелать уйти в одной фазе, и возвратиться — в иной. И так миллион раз, пока или его в конце концов не отправлют куда подальше, или он сам в каком-то промежутке в конце концов не забудет этого человека и увлечется кем-то остальным (но может все снова обменяться, здесь ничего непосредственно не скажешь). Так что какие-то рамки циклоидам все таки необходимы, но не очень твердые, потому что они не переносят лишнего контроля.
Что любопытно — циклоидов весьма трудно вычислить, если вы не общаетесь весьма близко, потому что в субдепрессивной фазе они практически ни с кем и не разговаривают, таковым образом, общественность их понимает в большей степени с гипертимной стороны.
Психотерапевтическая работа с циклоидами в большей степени будет заключаться в осознавании и принятии циклоидами собственных особенностей, чтоб потом научиться очень конструктивно с ними уживаться. Этому содействует посвящение хотя бы какого-то времени замедлению (в гипертимной фазе), осознавание собственной вялости, следствий непродуманных решений и действий, осознавание настоящих эмоций и потребностей, также поддержка и сопровождение в субдепрессивной фазе. В целом, в каждой из этих фаз быть может много ресурсов и полезности, по сути, принципиально научиться это замечать и хорошо применять. Особо эффективна для циклоидов групповая психотерапия.
"Принципиально не то, какие карты для тебя выпали, а то, как ты ими сыграешь".
© Кэй Джеймисон
Анна Солонарь