(Конспект по мотивам выступления на дискуссионной площадке Тайга.инфо и Новосибирского Открытого Института 24 октября 2020). Запись дискуссии доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=5zyFGDft9YM
Психические последствия для конкретных жертв репрессий
- В первом поколении не переработанный травматический материал смотрится как «не пережитое горе».1-ое поколение получает шоковую травму (новообразование психики в виде отщепленных и изолированных частей, переполненных шоковыми переживаниями, потому что на их переживание не хватило психологической энергии).
Как это влияет на состояние жизни первого поколения?
- Как и хоть какой вид травмы, шоковая травма приводит к понижению общего уровня энергии, потому что на удержание расщепления расходуется много сил.Поляризация чувственных реакций и метода контакта. Таковым образом, человек, имеющий в собственной психике схожее расщепление, способен на две крайности – быть безэмоциональным либо быть переполненным шоковыми чувствами. Ему слабо доступен средний, адаптивный спектр чувств. Так же шоковая травма влияет на способность устанавливать контакт. Таковой человек или избегает контакта, или стремится к очень близкой дистанции, может быть даже становясь назойливым.В итоге реакции на мощный стресс может развиться посттравматический синдром (ПТСР).Понижение возможности управляться со стрессом. Шоковая травма перестраивает работу нервной системы. Происходит разбалансировка симпатической и парасимпатической нервной системы. При критическом событии обе активны, человек ни жив, ни мертвый, не бодрствует, не дремлет… В последствии разбалансировка симпатики и парасимпатики происходит всякий раз при стрессе, с которым без травмы человек сумел бы просто совладать.Неспособность ощущать себя {живым}. Склонность к рискованным занятиям чтоб ощутить себя {живым}.Также во время шоковой травмы возникает особенное состояние модифицированной действительности. Меняется чувство времени, как как будто наблюдение со стороны. Травма разделяет жизнь на «до» и «опосля». Человек не верует, что он быть может прежним. Происходит изменение идентичности.Признаки происшествия травмы мозг запоминает как триггер стволовыми структурами. Это весьма обычной сигнал, он не дифференцирует людей, сложные сигналы. Триггер запускает автоматическую реакцию организма на стресс.Ослабление выполнения партнерских, соц и родительских функций. Проявление насилия (когда человек не совладевает со своими чувствами) либо пренебрежения (когда нет сил отзываться на запросы малышей) к своим детям.Психологические и соматические расстройства различной степени тяжести.
Гигантскую роль в формировании шоковой травмы играет свита пострадавших. Оно может как усилить, так и ослабить симптомы травмы.
Такие виды поведения окружения как отрицание, молчание и отсутствие реакции на происходящее, выражение сомнения в сущности происходящего и поддержка человека, практикующего насилие, усиливают травматизацию и поддерживают насилие.
Человек начинает колебаться в своем восприятии, в том, что это вправду насилие, начинает инкриминировать себя и оправдывать агрессора, попадает в круг социальной изоляции. Его доверие к для себя и к миру рушится еще более.
Для поддержки пострадавших и препятствия осуществлению насилия важны последующие деяния:
Огласка и признание факта насилия. Агрессоры страшатся разоблачения и общественной огласки, они предпочитают действовать потаенно.
Выражение негативной реакции на происходящее. Не оставаться флегмантичным.
Конкретная оценка произошедшего. Именовать все своими словами: «то, что вышло – это насилие».
Поддержка пострадавшего, прекращение отношений с агрессором.
Последствия репрессий в последующих поколениях. Малыши репрессированных
Они переживали горе родителей и свое горе, при всем этом родителям необходимо было хлопотать о выживании. Почаще всего с детками о этом никто не гласил. К тому же тема репрессий была стыдной и небезопасной для открытого обсуждения, это быстрее то, о чем молчали, а не гласили. Малыши и их семья оказываются в кругу социальной изоляции, тем лишаются способности получить поддержку в процессе положительного общественного взаимодействия и окончить цикл стресса. Механизм передачи травмы смотрится так: чувственно шокированная мама первого поколения парентифицирует собственного малыша, чтоб совладать с болью непереработанного травматического материала. Это порождает аффективную слепоту к своим эмоциям и навык чувственного слияния с чужими эмоциями у представителя второго поколения.
Как это влияет на состояние жизни второго поколения?
- Во 2-м и 3-ем поколении не переработанный травматический материал смотрится как «трудности в аффективной сфере», малыши репрессированных показывают аффективную слепоту к своим эмоциям и навык чувственного слияния с чужими эмоциями.Опыт насилия и пренебрежения в детстве сформировывает паттерны зависимости и контрзависимости.Размытые границы, снижен навык здорового отстаивания собственных интересов.Ослаблен навык соц коммуникаций.Усиление социальной изоляции, ослабление соц связей.Травма развития, потому что предки не могли делать свою функцию полностью.Системная травма (парентификация) и трансгенерационная травма (непереработанный травматический материал).Завышенный риск ранешней деменции и психологических болезней как следствия истощения психологической энергии, низкая длительность жизни.Ужас быть приметным, ужас проф фуррора и достатка. Понижение свойства жизни в целом.
Интересно, что в психике клиентов, имевших опыт насилия в детстве можно найти части личности, идентифицированные с агрессором. Они не несут никакой защитной функции и продолжают свою разрушительную деятельность сейчас уже снутри психики человека. Благодаря сиим частям люди проявляют самонасилие и самопренебрежение.
Механизм психической защиты, лежащий в базе стокгольмского синдрома, был в первый раз описан Анной Фрейд в 1936 году, когда и получил заглавие «идентификация с агрессором». Возникает когда границы меж любовью/заботой и насилием стерты и не определены. В терапевтической работе удается вернуть, кто был наружной брутальной фигурой и возвратить это поведение создателю, отказавшись от самонасилия и заменив его самоподдержкой.
Как наличие трансгенерационной травмы влияет на жизнь человека?
Начиная с 1966 года исследователи отмечали, что потомки узников концлагерей, также малыши и внуки тех, чьи близкие были убиты нацистами, обращаются за психической помощью вчетверо почаще, чем средний человек. Речь в главном шла о людях, которые родились уже опосля 2-ой мировой войны и сами не были очевидцами ужасов, которые довелось пережить их родителям.
Эти симптомы лишают актуальной энергии. Психика пробует совладать с эмоциями, скопленными за много поколений до нас. Унаследованный груз печалей, тревог, скорби, чувства одиночества тянет вспять. Мы можем не замечать его, но он оказывает на нас большущее воздействие: нам тяжело даются обыкновенные вещи, мы ощущаем себя лузерами, теряем смысл жизни. Своим желаниям нет места, их замещают рвения, предписания и установки прошлых поколений нашего рода. В итоге мы живем не собственной жизнью.
Последствия репрессий в следующих поколениях. Внуки и правнуки.
Когда малыши репрессированных, в свою очередь стают заботящимися взрослыми, то обеспечивают неполную интеграцию соматического и психологического Я у третьего и 4-ого поколения. Этот парадокс именуют «психосоматическая мама либо психосоматическая семья» – отсутствие осознания границ, препядствия в сепарации и близости, чрезмерная включенность в эмоциональное состояние малыша, и отключенность от собственных эмоций, либо наборот втягивание малыша в свое эмоциональное поле и игнорирование его переживаний. Таковая мама не умеет контейнировать ни себя, ни малыша. Конкретно это поддерживает трансмиссионный объект в 3-ем и четвертом поколениях.
Таковым образом, в 3-ем и четвертом поколении трансмиссионный объект воспринимает форму «психосоматическая феноменология». При всем этом содержание данной для нас формы остается размеренным – это непереработанный травматический материал первого поколения.
Как это влияет на состояние жизни следующих поколений?
- Прирожденные органические конфигурации (дискенезия желчевыводящих путей, нарушения, связанные с дисплазией соединительной ткани, и т.п.).Завышенный риск психосоматических и аутоимунных болезней.Травма развития.Системная и трансгенерационная травма.Размытые границы, снижен навык здорового отстаивания собственных интересов.Ослаблен навык соц коммуникаций.Усиление социальной изоляции, ослабление соц связей.Ужас быть приметным, ужас проф фуррора и достатка.Понижение свойства и длительности жизни в целом.
В моей практике есть случаи работы как с потомками жертв, так и палачей. Необходимо отметить, что травма агрессора не наименее тяжела и также имеет разрушительные последствия. Так, один клиент обратился с жалобой на трудности в самореализации. В процессе терапии выяснилось что его дед совершал военные злодеяния и в последствии был арестован и расстрелян за это. Эта история оставила глубочайший след вины и стыда за его поступки и привела к отказу для себя в праве на существование, что из уст клиента звучало как: «такие люди как он не имеют права жить, также как его потомки».
Последствия репрессивного насилия для общества в целом
- Коллективная травма (когда травмируются целые общества – цивилизации, регионы, этнические общества, цивилизации).Симптомы: недоверие, отчаявшийся взор в будущее, ностальгия по прошлому, политическая апатия, травматический опыт, укорененный в коллективной памяти, рвение повторить травматические действия с целью выиграть этот сценарий положительным образом, поиск противников с целью отыгрывания пережитых прошлыми поколениями не отреагированных обид.Трансгенерационные механизмы содействуют передаче не только лишь травматического материала из поколения в поколение, но передаются также и средства преодоления травмы. Методы исцеления: прерывание молчания, обнародование фактов и открытие архивов, проведение ритуалов покаяния, воспевания, траура, создание нарративов и символизация, классические народные практики, психотерапия.
Чинакова Нина Васильевна