В терапии бывают случаи, когда клиент гласит, что разумом осознает ошибочность собственного убеждения, но чувственно верует в его истинность. В таковых вариантах применяется техника «рационально-эмотивная ролевая игра», в какой я предлагаю клиенту разыграть диалог меж его «чувственной» и «рациональной» частями.
Следует учитывать, эта техника быть может сложной для клиентов, потому её лучше использовать на наиболее поздних шагах терапии.
Перед началом ролевой игры необходимо выявить подтверждения, на которые опираются «рациональная» и «чувственная» части клиента. Потом мы разыгрываем диалог по ролям — клиент играет свою «чувственную часть», а я исполняю роль его «рациональной части», а потом мы меняемся ролями. В процессе диалога я постоянно говорю от имени клиента, используя местоимение «Я».
Терапевт: «Итак, вы до сего времени считаете себя неудачницей, поэтому что у вас нет семьи?»
Клиент: «Да, конкретно так я считаю. Я понимаю разумом, что это полная ерунда, но чувствую по другому».
Терапевт: «Помните, мы обсуждали подтверждения в пользу и против вашего убеждения. Я предлагаю для вас на данный момент разыграть диалог меж вашей чувственной и рациональной частями».
Клиент: «Отлично».
Терапевт: «Я исполню роль вашей «рациональной части». Эта часть осознает, что, даже если у вас нет семьи — это не означает, что вы неудачница. А вы сыграете собственный внутренний глас, свою «чувственную часть», которая продолжает веровать, что вы неудачница. Постарайтесь кропотливо обосновывать свою правоту и переспорить меня. Как для вас мысль?»
Клиент: «Давайте».
Терапевт: «Непревзойденно. Тогда скажите: «Я неудачница, поэтому что у меня нет семьи».
Клиент: «Я неудачница, поэтому что у меня нет семьи».
Терапевт: «Нет, это неправда. У меня есть убеждение, что я неудачница, а по сути я довольно удачный человек».
Клиент: «Если б я вправду была удачной, я бы вышла замуж».
Терапевт: «Это неправда. Быть удачной и быть замужней — это различные вещи. Если б замужество было признаком фуррора, то успешными можно было именовать всех замужних дам, но это не так».
Клиент: «Я до сего времени живу с родителями, у меня нет собственного жилища. Это обосновывает, что я неудачница».
Терапевт: «Но это временно, я не желаю жить на съёмной квартире и откладываю средства на своё жильё. Это обосновывает, что у меня есть цель, и я делаю всё, чтоб её достигнуть».
Клиент: «Но удачные люди не мучаются от панических атак».
Терапевт: «Тут нет никакой связи. Напротив, нередко оказывается, что паническими атаками мучаются удачные люди, которые привыкли брать на себя много ответственности и всё надзирать».
Клиент: «Вправду вы правы, я очень ответственная и привыкла всё держать под контролем».
Терапевт: «Я согласен с вами. На данный момент вы закончили спорить и вышли из роли. Есть ли у вас ещё подтверждения того, что вы неудачница?»
Клиент: «Больше нет».
Потом мы с клиентом меняемся ролями, и я привожу резоны, которые он употреблял в роли собственной “чувственной части”. Это помогает клиенту поточнее реагировать на свои переживания, и не даёт новейших поводов для колебаний.
Терапевт: «Сейчас поменяемся ролями. Вы сыграете “рациональную” часть себя, а я “чувственную”. Я буду употреблять ваши аргументы».
Терапевт: «Я неудачница, поэтому что у меня нет семьи».
Клиент: «Нет, это неправда. У меня есть убеждение, что я неудачница, а по сути я полностью успешна».
Терапевт: «Нет, правда. Если б я вправду была удачной, то вышла бы замуж».
Клиент: «Это неправда. Я ещё не встретила мужчину, за которого желала бы выйти замуж. Сам факт замужества не сделает меня удачной. Быть удачной и быть замужней это различные вещи».
Терапевт: «Но у меня нет собственного жилища, и я до сего времени живу с родителями. Это обосновывает, что я неудачница».
Клиент: «Это совсем не значит, что я неудачница. Напротив, меня повысили на работе, и скоро у меня покажется возможность приобрести собственное жильё».
Терапевт: «Но удачные люди не мучаются от панических атак».
Клиент: «Это тоже неправда. Панические атаки достаточно нередко встречаются у полностью удачных людей».
Опосля выполнения ролевой игры необходимо оценить, как она была действенной для клиента. Это поможет осознать, продолжать ли терапевтическую работу по изменению этого убеждения. Для усиления полезности техники можно сформировать копинг-карточку:
Какие могут появиться трудности
Если клиенту трудно сконструировать ответ в «рациональной» роли, тогда я предлагаю ему опять обменяться ролями, либо приостановить игру и обсудить происшедшее.Техника подразумевает элемент спора. Потому нужно пристально следить за невербальными реакциями клиента — чтоб он не задумывался, что его критикуют либо подавляют, считая рациональную часть важнее чувственной.
Заключение
Правильно-эмотивная ролевая игра применяется не только лишь для конфигурации убеждений, да и для остальных терапевтических целей. Она также помогает сделать лучше коммуникативные способности и тренировать различные стили общения, что дозволяет лучше приспособиться к разным ситуациям общественного взаимодействия.
Перечень применяемой литературы:
Бек Джудит. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к фронтам. — СПб.: Питер, 2018. — 416 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Зайковский Павел Александрович