Физическое развитие ребёнка в возрасте одного года и одиннадцати месяцев проходит стремительно, но зачастую требует помощи родителей. Мама и папа с самого рождения должны не только обеспечивать чаду грамотный уход, но и помогать ему развиваться гармонично, а также оценивать навыки и их соответствие общепринятым нормам. Нормальные показатели развития в 1 год 11 месяцев описаны в данной статье.
Содержание
- Вес и ростЧто ребёнок умеетУмения в бытуКаковы умственные способностиКак ребёнок говоритКак малыш себя ведётКак ребёнок общаетсяКак организовать распорядок дняКак кормить ребёнкаКак заниматься и играть с ребёнкомЧем мальчики отличаются от девочекКак решать возникающие проблемыЧто почитать
Вес и рост
Главными физическими параметрами в год и одиннадцать месяцев являются вес и рост ребёнка. Рассмотрим нормальные значения для детей разного пола в таблице:
ПараметрДиапазон нормальных значенийМасса тела девочки10-13 кгМасса тела мальчика10,6-13,5 кгРост девочки82,2-88,8 смРост мальчика83,8-90 см
Показатели средние, а все детки развиваются индивидуально. Главное, чтобы рост с весом возрастали пропорционально. В этом возрасте за месячный период малыш прибавляет примерно по 100-250 г в весе и вырастает на 0,5-1 см.
Что ребёнок умеет
Развитие малыша охватывает его физические навыки. А что должен уметь в 23 месяца нормально развивающийся ребёнок?
- без поддержки ходить в любых направлениях (в том числе задом наперёд), активно бегать без спотыканий;прыгать на двух ножках (у некоторых получается подпрыгивать и на одной);подниматься по лестницам, спускаться с них (некоторым деткам пока требуется поддержка: они держатся за перила или за родительскую руку);танцевать, выполнять под музыку ритмичные движения руками, туловищем, ногами;бросать мяч руками и ловить его, бросать в цели и пинать ножками;забираться на возвышенности (кресла, диваны, стулья) и самостоятельно, без падений, спускаться с них.
Умения в быту
Развитие ребёнка включает также бытовые навыки. С каждым месяцем малыш должен становиться всё более самостоятельным, стараться обслуживать себя без посторонней помощи. Умения в быту для возраста 23 месяцев включают:
- пользование вилкой, ложкой;питьё жидкостей из чашки или стакана;попытки надевать одежду (не у всех детей они успешны);мытьё рук с мылом и умывание (может требоваться родительская помощь);уборка игрушек на места;помощь родителям в выполнении домашних обязанностей или её попытки (протирание пыли, подметание, выполнение простых просьб, например, подать из стиральной машинки бельё);посильная помощь в уходе за домашними животными (ребёнок может предлагать еду, пускать питомца с улицы);пользование горшком (это умение в 1 год и 11 месяцев демонстрируют не все детки).
Каковы умственные способности
Умственное развитие малыша охватывает такие важные умения:
- составление конструкций из кубиков;собирание пирамидок, сортеров, простейших пазлов;рисование линий, несложных фигур;идентификация объектов, их поиск в пространстве;узнавание себя в зеркале, родных на фотографиях;идентификация фигур: кругов, треугольников, квадратов;выполнение просьб, в том числе требующих двух-трёх действий (например, найти, принести и дать);ответы не несложные вопросы: «Что/кто это?», «Как это называется?»;правильное называние имён людей, явлений, действий, объектов;воспроизведение мелодий;различение размеров (маленький и большой);идентификация температуры предмета, его фактуры, цвета, размера;реагирование на интонацию или выражение лица окружающих словами, мимикой, действиями, поведением.
Как ребёнок говорит
Речь малыша в год и 11 месяцев включает порядка 300 слов, у ребёнка уже хорошо получается повторять слова из двух и трёх слогов. Кроха использует предложения и фразы, пусть пока не всегда грамотно их складывает. Могут применяться предлоги. Слова используются осмысленно, уместно и по назначению. Малыш способен озвучивать свои потребности, желания и мысли.
Как малыш себя ведёт
Малыш развивается эмоционально, проявляет свой характер, всё чаще демонстрирует самостоятельность. Он может остро реагировать на те или иные события, явления. Некоторые дети привлекают к себе внимание: делают что-то и следят за реакцией родителей. Малыш может прощупывать почву, проверять грани дозволенного и стараться выходить за эти рамки, чтобы узнать последствия и расширить свои возможности.
Ребёнок может стремиться к свободе, но при этом требовать помощи и сильно переживать, если в поле зрения нет никого из близких. Девочка или мальчик познаёт мир, осваивает и изучает новые территории. При этом некоторые дети наотрез отказываются от вмешательства взрослых, даже если оно необходимо. Также дети часто капризничают, ярко проявляют эмоции.
Как ребёнок общается
В год и одиннадцать месяцев малыш активно социализируется: стремится к людям, пытается общаться со сверстниками, контактирует и желает взаимодействовать с окружающими.
Ребёнок может заинтересованно слушать разговоры взрослых, вникать в них и участвовать. Он активно подражает, повторяет. Также кроха реагирует на слова, действия и поступки других. Проявляются интерес, стремление к сверстникам.
Важно! В 23 месяца сына/дочь нужно обучать базовым навыкам общения и правилам поведения в обществе.
Как организовать распорядок дня
С двух лет многие малыши начинают посещать детские сады, поэтому режим сына или дочери в 1 год и 11 месяцев нужно адаптировать к распорядку, который поддерживается в образовательных дошкольных учреждениях.
Рассмотрим в таблице примерный режим:
Временные интервалыДействия8:00-8:15Пробуждение, переодевание, гигиена (чистка зубов с умыванием)8:15-8:45Подготовка к завтраку, приём пищи8:45-10:00Домашние занятия, общение10:00-10:15Сборы на утреннюю прогулку10:15-12:00Времяпровождение на свежем воздухе12:00-12:45Переодевание и мытьё рук, другие текущие дела, подготовка к приёму пищи12:45-13:15Обед13:15-13:30Подготовка к дневному отдыху13:30-15:30Сон днём15:30-16:00Пробуждение, подготовка к приёму пищи16:00-16:30Полдник16:30-17:30Домашние игры, занятия, подготовка к вечерней прогулке17:30-18:40Прогулка вечером18:40-19:00Переодевание с мытьём рук, подготовка к вечернему приёму пищи19:00-19:30Ужин19:30-20:40Семейное время, общение, спокойные игры20:40-21:00Купание и чистка зубов, подготовка к засыпанию (например, чтение сказки или рассказа)21:00-8:00Ночной полноценный отдых
Данный режим является примерным. С учётом особенностей конкретного ребёнка и образа жизни родителей распорядок возможно менять, сдвигая временные интервалы.
Как кормить ребёнка
Чтобы детский организм получал все нужные для развития и роста вещества, важно грамотно наладить питание ребёнка. Рацион должен быть полноценным, сбалансированным, включающим разнообразные продукты.
В меню нужно включать крупы в формате каш и гарниров, мясо, рыбу и птицу, сезонные и местные ягоды с фруктами и овощи, яйца (максимум дважды в неделю), молочные продукты и кисломолочные (йогурты, не очень жирные сыры, молоко, сливочное масло в небольших количествах, ряженку, кефир), пшеничный хлеб без содержания дрожжей, растительные натуральные масла. В качестве питья можно предлагать не только воду, но и травяные чаи, морсы, соки, компоты.
Важно знать! Не стоит предлагать ребёнку сладости, мясные деликатесы, полуфабрикаты, жирное, колбасные изделия, жареное, маринованное, острые блюда, копчёности, а также консервы.
Предлагаем примерное дневное меню:
- Завтрак: приготовленный на пару омлет, кусочек сыра, некрепкий чай (лучше детский).Обед: борщ, пюре из картофеля, сделанная на пару рыбная котлетка, компот.Полдник: фрукт (груша, банан, яблоко), детское мультизлаковое печенье, стакан кефира.Ужин: суфле из телятины, отварная греча, салат из овощей, сок.
Всего за сутки вместе с жидкой пищей (молоком, компотами, соками) ребёнок должен съедать примерно 1200-1300 граммов.
Как заниматься и играть с ребёнком
Как заниматься и играть с ребёнком, чтобы помогать ему развиваться? Предпочитайте такие игры и занятия:
- разучивание песенок, стихов, потешек;пазлы, сортеры, бизиборды, конструкторы с крупными деталями;лепка из солёного теста, мягкого безопасного пластилина;рассматривание картинок;чтение;сюжетные игры;изучение цветов, фактур, животных, явлений, фигур;активные игры, например, с мячиком;совместное описание разных ситуаций или явлений;занятия по наиболее интересным авторским методиками (пример – Монтессори).
Чем мальчики отличаются от девочек
Мальчики действительно отличаются от девочек. Разница затрагивает несколько аспектов:
- Эмоциональная сфера. Эмоции девочек зачастую объясняемы и просты, агрессивное поведение или отсутствует, или проявляется редко. Эмоциональный фон мальчиков сложен: они могут демонстрировать агрессию (в том числе необоснованную), иногда не способны контролировать и объяснять свои чувства.Скорость развития. Физически мальчишки развиваются быстрее, а также более ловкие. Но их умственное продвижение несколько запаздывает, если сравнивать с девочками. Дети женского пола ориентируются в пространстве хуже, позже демонстрируют сложные физические навыки, зато осваивают речь и контроль потребностей раньше, то есть говорят, учатся по назначению пользоваться горшком.Познание окружающего мира. Основной способ изучения для мальчиков – тактильные ощущения. Они всё трогают руками, стараются разобрать на части, но быстро переключаются с одних предметов на другие, хуже концентрируются. Девочки же наблюдают, рассматривают, оценивают со стороны, дольше удерживают внимание на объектах.Физические показатели. Обычно по росту и весу девочки более миниатюрны, чем мальчики.
Развитие – сугубо индивидуальный процесс. Поэтому описанные выше различия могут не просматриваться между отдельными детьми или же меняться в противоположную сторону. Например, одна конкретная девочка может оказаться более развитой физически и крупной, чем другой конкретный мальчик.
Как решать возникающие проблемы
Активно растущий и развивающийся человек может вести себя непредсказуемо, что чревато проблемами для родителей. Но из сложных ситуаций есть выход. Изучите конкретные сложности и способы их преодоления:
Отсутствие речи. Некоторые дети долго не говорят, что не всегда является отклонением. Малыш должен понимать слова, реагировать на них. Для развития речи родителям рекомендовано больше общаться с чадом.Беспричинные истерики. Они вполне могут происходить, причём часто и необоснованно. На капризы не стоит реагировать: порой нужно просто подождать. Если малыш начинает громко плакать и заходиться в плаче, наладьте контакт: обнимите, посмотрите в глаза, ласково поговорите, погладьте. А ещё можно воспользоваться тактикой переключения внимания на что-то более интересное.Странные просьбы типа снять шапку на морозе. Такие стремления – попытки изучить грани дозволенного, оценить свои возможности. Иногда можно позволить малышу сделать то, что он желает: кроха наверняка поймёт, что это неправильно или неприятно. И в будущем ребёнок не будет стремиться делать это.Неистовое стремление к свободе. Дочка или сын осознал, что может обходиться без родителей, поэтому старается отдаляться от них. Мама и папа могут осторожно следовать за своим чадом, но не опекать его чрезмерно, а направлять и, конечно, оберегать от опасностей, объясняя их причины.Невыполнение просьб. Малыш просто не понимает, зачем ему выполнять то или иное действие. Но есть хорошая новость: в таком возрасте уже можно пытаться договариваться, объяснять и вместе рассуждать. В ответ на отказ позавтракать скажите, что когда кроха покушает, он станет сильным и сможет долго играть/гулять.Отказ от необходимой помощи. Малыш не может надеть носки, но не желает, чтобы ему помогали? Попробуйте показать, как это делать правильно, мягко направьте действия, но не вмешивайтесь грубо и бесцеремонно.Гиперактивность. Она требует выплеска эмоций и энергии: давайте крохе веселиться, дурачиться, резвиться. Постоянная и неуправляемая гиперактивность корректируется специалистом (неврологом, психологом).
Чтобы ваш малыш развивался и рос гармонично, помогайте ему в этом. Запаситесь терпением, больше занимайтесь с крохой и всегда демонстрируйте свою любовь.
Что почитать
Узнайте, как будет развиваться ваш малыш дальше:
- Что должен уметь ребенок в 2 года: развитие и навыки малыша в этом возрастеРежим дня ребенка в 2 года по часам: дома и в детском садуРазвитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки