новости

Сепарация дочери от мамы. Отделиться психологически,чтоб жить | новость на you-queen

Сепарация девченки от мамы. Отделиться психологически ,чтоб жить.

Неувязка сепарации дочери от мамы на данный момент животрепещуща как никогда. Все почаще к психологу обращаются 30-летние дамы,у каких не складывается личная жизнь. В процессе работы со спецом выясняется,что у их сложные,запутанные дела с мамой,часто они живут совместно с ней.
В собственной статье предлагаю посмотреть на делему сепарации девченки от мамы исходя из убеждений теории объектных отношений и психоанализа.

Теория объектных отношений предоставляет нам возможность проследить формирование слабенького, инфантильного Я у дочери в диаде мама и дочь при полном отсутствии отца как 3 участника домашней системы либо в присутствии слабенького, безвольного отца, не выполняющего подабающим образом свои замужние и отцовские функции.

В труде К.Эльячефф и Н.Эйниш «Дочки-матери. 3-ий излишний?» идеальнее всего видны тонкости отношений в диаде мама и ребенок (в нашем случае — девченкой). Создатели разглядывают дела в диаде, исходя из убеждений проявлений разных патологий, возникающих в этих отношениях в случае невозможности малыша сепарироваться от мамы. Основная ответственность за появление разных отклонений ложится на мама. Эльячефф и Эйниш склонны считать обычным симбиоз в самом начале материнско-дочерних отношений до начала отделения малыша и обретения им самостоятельности. Так как сначала жизни ребенок очень зависим от мамы и ее честное выполнение собственных материнских функций гарантирует ему выживание, симбиоз вправду нужен: благодаря ему мама лучше ощущает потребности малыша и может впору их удовлетворить, не допуская лишней фрустрации новорожденного (проявление «первичной материнской озабоченности» по Винникоту). В случае гармонического материнства необходимость симбиотических отношений отпадает в связи с взрослением и сепарацией малыша, мама не тормозит развития малыша, не пробует перекрыть хоть какое проявление его самостоятельности, напротив, за счет умения контейнировать его нехорошие состояния и не быть прохладной, продолжая его обожать, принимая все его проявления «довольно отменная» мама помогает ребенку обрести независимость.

Но как уже говорилось, труд Эльячефф и Эйниш основан на патологиях. Непременно, патологии соединены с продолжением уже ненадобных ребенку симбиотических отношений с мамой, из которых вычеркнут тот 3-ий из заглавия книжки — отец малыша и супруг мамы.

Эльячефф и Эйниш разглядывают главные типы матерей, вызывающие у малыша больные психологические явления на примере художественных произведений и кинолент: мама в основном, чем дама и дама в основном, чем мама. Эти 2 обратных полюса -2 крайности в отношении мамы к ребенку, меж ними размещаются и остальные типы матерей, которые тяготеют в большей либо наименьшей степени к одной из этих крайностей либо стараются балансировать меж ними. Так мама в основном, чем дама опровергает свою сексуальность и не хочет строить дела с супругом, а дама в основном, чем мама уделяет все свое внимание карьере либо возлюбленному мужчине, вычеркивая из собственной жизни постылого малыша.

К симбиотическим отношениям склонны мамы в основном, чем дамы за счет тяготения к слиянию с объектом любви, тенденции к его поглощению. Такие мамы нередко имеют слабенькое Я и пробуют восполнить это с помощью сотворения отношений, где будет «мы» заместо 2 Я. Они возмещают недочет любви и принятия в родительской семье через дела без личных границ со своим ребенком. Мамы в основном, чем дамы интроецируют на малыша свои травмированные, расщепленные части личности ( неизменная тревожность, приписываемая ужасу утратить малыша и создающая максимум запретов для него – ничто другое как чувство незащищенности самой мамы и острая боязнь одиночества) и пробуют оградить его от всех проявлений самостоятельности, они тотально контролируют все сферы жизни малыша, повсевременно вмешиваясь в их, схожая зацикленность на ребенке проявляется из-за недочета чувственных связей у мамы, ребенок обязан их заполнять, часто ставясь мамой на пространство ее супруга либо ее мамы. В схожих отношениях вся любовь и внимание акцентированы на ребенке, та часть любви, которая предназначается супругу ему не достаётся в виду его полного отсутствия в домашней системе (погибель) либо же в виду вытеснения супруга за рамки отношений с ребенком. Сексапильный энтузиазм к супругу пропадает, основная всепоглощающая страсть женщины-материнство. [5;7] В этом нетрудно убедиться, обратив внимание на отражение схожих отношений в синематографе: в «Белиссиме» и в «Пианистке». В обоих кинолентах отец исключен из домашней системы: в «Белиссиме» он находится, но мама всячески пресекает его пробы сблизиться с дочерью, мама ставит дочь на его пространство; в «Пианистке» отец погибает до рождения главной героини и мама принимает малыша как заместителя отца. В обоих фильмах попытка мамы создать малыша звездой, исходя из своей нереализованной потребности во всеобщей любви и признании, лишь в случае «Пианистки» это удавшаяся попытка.

В «Пианистке» последствия симбиоза для дочери существенно тяжелее: Эрика склонна к разным извращениям, она практически заперта в отношениях с мамой, она одинока, лишена своей идентичности, ее идентичность смешана с материнской, она не имеет собственных границ, не умеет строить дела с иными людьми, не состоит в браке. Дела с влюбленным в нее учеником не складываются, она не в состоянии впустить его в свою жизнь, отдать ему пространство рядом с собой, Эрика заместо всеполноценных отношений идет на подлог: выдает ему перечень собственных сексапильных фантазий мазохистического нрава, что приводит к насилию с его стороны. Она так и остается с мамой. Мама в отношениях с ней воспроизводит ситуацию платонического инцеста (по А. Наури платонический инцест — инцест не переходящий в действие) [5]

Последствия симбиоза: смешение идентичностей мамы и дочери, дочь не мыслит себя вне отношений с мамой, слабенькое Я, неумение строить дела с иными людьми, отсутствие собственных психических границ, склонность к зависимым отношениям с иными, гомосексуальность, блокирование сексапильности, негативное восприятие мира (он воспринимается как агрессивный), неумение гармонически контактировать с мужиками, невозможность самореализации в роли дамы и мамы, часто наличие разных форм извращений (как в кинофильме «Пианистка»).

Дамы в основном, чем мамы числятся нехорошими матерями. Они поглощены страстью — карьерой либо любовью к мужчине, ребенок не имеет места рядом с мамой, он нелюбим. Судьба либо любовь для матерей данного типа – возможность жить полной жизнью, они развиваются в одном направлении, оно компенсирует их беды во всех других сферах жизни, помогая не погружаться в нехорошие эмоции, сублимировать внутреннее перенапряжение на творчество либо любовные дела. Обычно, такие дамы не были любимы в родительской семье и не могут обожать собственных малышей. Они самоутверждаются за их счет, унижая их и требуя признания собственного приемущества над ними. У дочерей таковых матерей нет чувства самоценности, низкая самооценка, отсутствует образ своей идентичности, они не ощущают себя достойными любви остальных людей и часто сами не могут обожать никого, не считая отвергающей мамы. Эти обделенные материнской любовью детки не могут отыскать источник утешения и в остальных дамских фигурах, так очень недоверие к самой способности быть возлюбленными.

Весьма ярко проиллюстрирован этот тип мамы в кинофильме «Осенняя соната» и в романе «Мадам Бовари».И Шарлотта в «Осенней сонате» и Эмма в «Мадам Бовари» — отвергающие, прохладные мамы, неспособные на проявление простой заботы к детям ( Шарлотта не желает поддерживать дочь опосля утраты малыша, Эмма кончает жизнь самоубийством в присутствии малышки Берты).

Таковым образом, и мамы в основном, чем дамы и дамы в основном, чем мамы не являются «довольно неплохими», не могут контейнировать нехорошие эмоции малышей, не делают функцию зеркала, будучи сами расщепленными, они своими интроектами содействуют расщеплению личности дочерей, разламывают им жизнь.

З.Фрейд, Х.Дойч и Ильзе-Шарль Одье в основном концентрируют свое внимание на прохождении Эдипова комплекса у девченки во время фаллической стадии развития. Сам Эдипов комплекс является продуктом кастрационной волнения — результата принятия факта кастрациии как уже свершившегося и понимания собственной неполноценности по сопоставлению с мальчуганом. В собственном неблагоприятном положении девченка склонна винить мама, привязанность к которой была весьма сильна до момента открытия ущербности собственных гениталий. Принципным различием Эдипова комплекса девченки от мальчугана является тот факт, что девченка обязана отвернуться от первичного объекта любви, мамы, к папе, поменять активную, фалличную позицию по отношению к мамы, отвернувшись от нее, на пассивную, женственную установку по отношению к папе. Другими словами дама добивается положительной фазы эдиповой ситуации лишь опосля прохождения негативной ее стадии.

Интенсивность доэдипальной привязанности девченки к мамы, в итоге расстройства в ней как, в существе плохом и не способном удовлетворить вполне требования в безраздельной любви, обращается с таковой же интенсивностью на новейший объект – отца, в то время как мама становится объектом неприязни, которая сглаживается за счет идентификации с материнской фигурой. Принципиально отметить, что мама постоянно остается для девченки первичным объектом, вызывавшим настолько мощные чувственные и сексапильные порывы, что затрудняет для нее становление на путь женственности. [5]

Формирование Сверх-Я девченки, приходящееся на этот период складывается из родительских интроектов. Так в практике Ильзе-Шарль Одье нехорошие материнские установки для одной из ее пациенток — Анны обернулись запретом на выражение женственности и сексапильности и как симптом-навязчивыми идеями сексапильного нрава, а для другой- той Клэр (дочери суфражистки) также отказом от женственности и вагинизмом. Любопытно, что в обоих вариантах Одье гласит о том, что препядствия берут начало в регрессе в доэдипальный период : девченки отрешаются от отца как от симпатичного объекта в пользу близких отношений с мамой и это содействует образованию диады, в какой мама табуирует любые проявления сексапильности дочери и тормозит ее развитие, отец вытесняется. В случае Анны мама никогда не гласила с ней о сексапильности, что принуждало ее ощущать себя «грязной» по сопоставлению с мамой, которой она приписывала исключительную чистоту. Сексуальность Анны так подавлена, что может проявлять себя лишь мазохистически: в фантазии о том, что она путана, при этом эта фантазия связана с эпизодом в настоящей жизни-поездка с мамой в иной город и совместная ночевка в одной кровати (Анна всячески этому противилась и просила отыскать отдельный номер себе) и боязнью , что окружающие пошевелят мозгами о гомосексуальных отношениях Анны и ее мамы. Мама Анны для нее образ нехороший мамы, она повсевременно отыскивает неплохую мама и находит ее в самой Одье. И Анна, и Клэр мучались от фиксации на материнском объекте. Мамы дам, как они сами.

Формирование мощного, директивного Сверх-Я перекрывает проявление здоровой женственности, формирование слабенького Сверх-Я рискует затопить даму влечениями, с которыми она не способен справиться.

Таковым образом, мы узнали как рассматривалась данная неувязка в теории объектных отношений и психоанализе.

Как юный даме выйти из этих ставших гибельными отношений?

Лишь прохождение долговременной психотерапии поможет вернуть целостность личности дочери, огромную роль в процессе психической работы будут иметь: переходный объект (подруга, психолог либо супруг дочери), который поможет сепарироваться от мамы; постепенное выстраивание личных границ; глубочайшая проработка травмированных в отношениях с мамой, расщепленных частей личности; восстановление целостности Я, проработка негативных материнских установок в базе Сверх-Я дочери.

Библиографический перечень:

1. Кляйн М., Любовь, вина и репарация. — Т. II. — Ижевск: ERGO, 2007. (Психоаналитические труды Мелани Кляйн в 7 томах)

2. Малер Маргарет С.,Пайн Фред, Бергман Ани Психологическое рождение людского малыша: Симбиоз и индивидуация. Пер.с англ.-М.: Когито-Центр, 2011.

3. Винникотт Д.В. Мелкие детки и их мамы. — М.: Класс, 2007.- 15 с.

4. https://www.litmir.me/br/?b=192472&p=1

5. https://fil.wikireading.ru/69713

6. Одье И.- Ш. Вклад в исследование Сверх-Я дамы. [текст]/ Ильзе – Шарль Одье; пер.с фр. – Ижевск : ERGO, 2013. – С.15

 

 

 

Терехова Анна Николаевна

Вам также может понравиться...